Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Северо-Западное таможенное управление

28 сентября 2005 15:58

О заседании Консультативного совета по таможенной политике

28 сентября 2005 года в Торгово-промышленной палате состоялось выездное заседание Консультативного совета по таможенной политике при СЗТУ, на котором были рассмотрены следующие вопросы:

«О мерах по совершенствованию процедур таможенного оформления и таможенного контроля и практике внедрения передовых таможенных технологий»;

 «О реализации положений ст.362 Таможенного кодекса РФ «Зоны таможенного контроля», применительно к специфике железнодорожных и морских перевозок».

В заседании Консультативного совета приняли участие начальник  Северо-Западного таможенного управления генерал–лейтенант таможенной службы Павел Корчажкин, заместители начальника Управления, начальники таможенных органов СЗТУ, президент Региональной ассоциации таможенных брокеров «Северо-Запад» Владимир Игнатьев, генеральный директор ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» Сергей Челядин,  руководитель Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Виталий Михно.

На заседании отмечалось, что Всемирная таможенная организация ориентирует таможенные администрации на применение системы управления рисками на этапе предварительного информирования. Опыт, которым располагает Северо-Западное таможенное управление, показывает, что наряду с развитием международного таможенного сотрудничества имеет позитивный эффект и развитие системы предварительного информирования таможенных органов со стороны предпринимательского сообщества.

На практике сведения представляются в формате электронного вида транзитной декларации, и  у таможенного органа существует возможность до принятия сообщения о прибытии проверить полноту и логическую взаимосвязь представленных данных с помощью модуля форматно-логического контроля штатного программного средства. Положительный эффект заключается в сокращении времени простоя транспортного средства на территории пункта пропуска в объеме временных затрат, связанных с формированием электронного вида транзитной декларации должностным лицом таможенного органа самостоятельно либо таможенным брокером. При наличии предварительной информации в формате электронного вида транзитной декларации время таможенного оформления сокращается в среднем на 10 – 15 минут в зависимости от конкретных условий ввоза товаров. С одной стороны, 10 минут – немного, но если умножить на количество грузовых транспортных средств, проходящих через МАПП в сутки, например, на МАПП Бурачки Себежской таможни, то получим:

 350 Х 10: 60 = 58 часов потенциальной экономии, то есть не менее 30 дополнительных грузовых автотранспортных средств.

В настоящее время предварительное информирование таможенных органов реализуется с июля 2004 года совместно с ЗАО «РОСТЭК – Псков» на МАПП Бурачки Себежской таможни, совместно с ООО «Таможенный логистический центр» на МАПП Ивангород Кингисеппской таможни.

Количество товарных партий, в отношении которых предоставлялась предварительная информация, составляет:

¾    МАПП Бурачки: 2004 год – 49 (0,05% от общего количества товарных партий); 2005 год – 1110 (1,5% от общего количества);

¾    МАПП Ивангород: 2004 год – 185 (1,3 % от общего количества); 2005 год – 1303 (4,7% от общего количества).

Кроме того, в настоящее время обеспечена техническая готовность внедрения ООО «Таможенный логистический центр» предварительного информирования на МАПП Торфяновка Выборгской таможни и МАПП Убылинка Псковской таможни. В дальнейшей перспективе рассматривается возможность распространения практики предварительного информирования во взаимодействии с ООО «Таможенный логистический центр» на МАПП Шумилкино и МАПП Куничина гора Псковской таможни, а также на МАПП Бурачки Себежской таможни.

Необходимо особо отметить, что ЗАО «РОСТЭК – Псков» достигнуты договоренности о предоставлении предварительной информации в согласованных форматах подразделениям санэпиднадзора и российской транспортной инспекции на МАПП Бурачки, что также ускорит прохождение транспортных средств. В перспективе планируется осуществлять предварительное информирование и других служб – ветеринарного и фитосанитарного контроля.

В настоящее время Октябрьской железной дорогой на постоянной основе предварительное информирование осуществляется на ЖДПП Псковской таможни (Печоры-Псковские с 1999 года и Скангали с июля 1998 года), с 1999 года на ЖДПП Ивангород Кингисеппской таможни и с июля 1998 года на ЖДПП Посинь Себежской таможни.

Объем предоставления  Октябрьской железной дорогой предварительной информации  по ЖДПП характеризуется в 2005 году следующими показателями:

ЖДПП Печоры-Псковские: ввоз товаров – 4065 товарных партий (4139 вагонов); вывоз товаров – 7200 товарных партий (150 855 вагонов). Соотношение (%) количества товарных партий, в отношении которых предоставлена и использована таможенным органом предварительная информация, к общему количеству перемещаемых товарных партий возросло по ввозу с 86% в 2004 году до 95% в 2005 году и по вывозу с 77% до 93%.

ЖДПП Скангали: ввоз товаров – 1444 товарные партии (1892 вагона); вывоз товаров – 9879 товарных партий (63 024 вагона). Соотношение (%) количества товарных партий, в отношении которых предоставлена и использована таможенным органом предварительная информация, к общему количеству перемещаемых товарных партий по ввозу составляет 100%, а по вывозу возросло с 80% в 2004 году до 100% в 2005 году.

ЖДПП Посинь: ввоз товаров – 11667 товарных партий (14285 вагонов); вывоз товаров – 8238 товарных партий (104 850 вагонов). Соотношение (%) количества товарных партий, в отношении которых предоставлена и использована таможенным органом предварительная информация, к общему количеству перемещаемых товарных партий возросло по ввозу с 80% в 2004 году до 99% в 2005 году и по вывозу с 0% до 65,3% .

ЖДПП Ивангород: ввоз товаров – 2602 товарные партии (4413 вагонов); вывоз товаров – 255 672 вагона. Соотношение (%) количества товарных партий, в отношении которых предоставлена и использована таможенным органом предварительная информация, к общему количеству перемещаемых товарных партий с сентября 2005 года составляет 100%.

До конца 2005 года планируется внедрить предварительное информирование на ЖДПП Лужайка и ПУП Светогорск Выборгской таможни, ЖДПП Люття Костомукшской таможни и ЖДПП Вяртсиля Сортавальской таможни. В дальнейшей перспективе рассматривается внедрение предварительного информирования в Калининградском регионе во взаимодействии с Калининградской железной дорогой.

Суть проекта международного таможенного сотрудничества «Зеленый коридор» заключается в ускорении и упрощении таможенного оформления на основе достоверной информации, передаваемой предварительно таможенными службами Финляндии и Швеции. Поскольку сведения представляются не участниками ВЭД, а зарубежными таможенными органами,  контроль как на границе, так и в таможне назначения проводится в минимальном объеме.

Проект применяется на участке российско-финляндской государственной границы в регионе деятельности Выборгской таможни с сентября 2003 года, за это время оформлено 2985 поставок (за четыре месяца 2003 года – 33; за 2004 год – 1573,  с начала 2005 года оформлено 1392 поставки). За восемь месяцев 2005 года (январь - август) оформлено 1392 поставки, что составляет 132,8% от аналогичного периода 2004 года (1048 поставок). Основной прирост приходится на поставки фирмы VALIO (Финляндия).

Средние затраты времени перевозчика, следующего в рамках Проекта, на проведение таможенных процедур в пункте пропуска составляет не более 10-15 минут (без учета времени работы других контрольных органов). В иных случаях перевозчики затрачивают 30-40 минут, из которых большая часть времени приходится на формирование информации в электронном виде/

 

Положительные результаты применения Проекта:

1)      исключение подмены товаросопроводительных документов и сведений, содержащихся в них за счет обмена информацией между таможенными службами;

2)      ускорение и упрощение таможенного оформления за счет исключения технических операций по подготовке электронных копий транзитных деклараций, отсутствия необходимости применения обеспечения уплаты таможенных платежей и приоритетного пропуска транспортных средств начиная от линии границы;

3)      существенная экономия затрат перевозчиков в связи с отсутствием необходимости обращения при пересечении границы к таможенному брокеру для формирования электронных копий транзитных деклараций.

 

Перспективы развития Проекта:

1) увеличение числа участников Проекта. Это позволит в большей мере задействовать все пункты пропуска Выборгской таможни и в полной мере использовать заложенные в Проекте резервы повышения эффективности таможенного оформления и таможенного контроля.

2) расширение перечня таможенных служб, подписавших Соглашение о реализации Проекта.

3) Рассмотрение вопроса о включении МАПП Люття Костомукшской таможни в число таможенных органов, участвующих в реализации Проекта (возможно после проведения до конца 2005 года работ по достаточной технической оснащенности указанного таможенного органа)

4) Распространение Проекта на вывозимые российские товары

5) Распространение Проекта на другие виды перевозок, в частности на морские и железнодорожные.

К середине сентября текущего года таможенными органами СЗТУ осуществлен выпуск товаров по 503 таможенным декларациям в электронной форме, в том числе:

- Северо-Восточным таможенным постом Санкт-Петербургской  таможни – по 144 ГТД;

- Северо-Западным таможенным постом Санкт-Петербургской таможни – по   11 ГТД;

- Парнасским таможенным постом СЗАТ – по  243 ГТД;

- таможенным постом Документального оформления Балтийской таможни –  по 105 ГТД.   

В регионе обеспечивается положительная динамика ежеквартального роста количества электронных деклараций: 4-й квартал 2004 года – 14; 1-й квартал 2005 года – 41, 2-й квартал 2005 года – 221, неполный третий квартал 2005 года – 227. Выпуск электронных деклараций осуществляется, как правило, в течение 30 минут – 1 часа.

До конца текущего года СЗТУ планирует внедрить электронную форму декларирования также на Шушарском таможенном посту Санкт-Петербургской таможни, Псковском таможенном посту Псковской таможни, таможенном посту Автомобильный завод Северо-Западной акцизной таможни, Московском таможенном посту Калининградской таможни, Мурманском таможенном посту Мурманской таможни и Новгородском таможенном посту Новгородской таможни. Таким образом, к 31.12.2005 планируется довести количество таможенных органов, применяющих электронную форму декларирования в Северо-Западном федеральном округе до 16 единиц.

К существенным проблемам, сдерживающим повсеместное внедрение и применение электронной формы декларирования, относится относительно высокая стоимость материальных затрат лица, планирующего декларировать товары, связанных с выполнением требований по шифрованию и защите информации, а также арендой каналов связи. Кроме того, определенные неудобства связаны с необходимостью наличия бумажных видов документов при вывозе экспортируемых товаров, а также представления участником ВЭД бумажного экземпляра ГТД в подразделения Федеральной налоговой службы.

В своем выступлении начальник СЗТУ генерал-лейтенант таможенной службы Павел Корчажкин отметил, что совершенствование процедур таможенного оформления и таможенного контроля, внедрение передовых таможенных технологий было и остается для таможенных органов СЗТУ одним из приоритетных направлений работы.

- Мы должны оперативно решать текущие проблемы. Необходимо также добиваться повсеместного внедрения предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых товарах и транспортных средствах путем электронной передачи данных.

Он также обратил внимание начальников таможен на выработку конкретных предложений по модернизации таможенных пунктов пропуска, их технологическому оснащению с выходом на единое информационное пространство всех находящихся там контролирующих органов.

Принятые на заседании решения позволят еще в большей степени совершенствовать таможенное оформление и таможенный контроль на железнодорожных и в морских пунктах пропуска (портах). А также за счет согласованных действий всех контролирующих органов – пограничного, ветеринарного, фитосанитарного, транспортного и других - сократить время и упростить процедуры оформления судов, товарных партий, транспортных средств. Тем самым создаются благоприятные условия для развития бизнеса и увеличения поступлений таможенных платежей в бюджет страны.

Оценить