Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Северо-Западное таможенное управление

12 мартa 2020 16:29, изменено 12 мартa 2020 17:13

Таможня военного Мурмана

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы…

                        Константин СИМОНОВ 

За годы Великой Отечественной войны в северные порты страны - Мурманск, Архангельск и Молотовск - доставлено порядка 4 миллионов тонн грузов на борту 738 судов в составе 41 каравана. В Мурманском порту было разгружено 250 транспортов, переработано более 2 миллионов тонн военно-хозяйственных грузов.

Чем дальше уходят в историю годы Великой Отечественной войны, тем острее осознание значимости великого подвига советского народа и на фронте, и в тылу в освобождении своего Отечества, стран Европы от фашистских захватчиков.

Участников тех событий с каждым годом всё меньше, потому сегодня столь необходимо сохранить для потомков память о той страшной битве не на жизнь, а на смерть, о самоотверженности, сплочённости и несокрушимой воле к победе советских людей.

В захватнических замыслах фашистской Германии Кольский полуостров занимал важное место. Незамерзающий порт, связанный железнодорожными путями с Ленинградом, военно-морская база Северного флота, богатые природные ресурсы и, в первую очередь, никель, столь необходимый для изготовления высокопрочной стали – всё это привлекает гитлеровское командование. Знаменитый план «Барбаросса» предусматривал окружение и завоевание Мурманска. Все последующие планы детально описывают операции по захвату Кольского полуострова, который  должен был стать частью Германии: план «Черно-бурая лиса» - переброска сил вермахта в Финляндию, «Голубой песец» - наступление из Финляндии в июне 1941 г., «Северный олень» - наступление на Печенгу и Мурманск, а «Ловля лосося» - наступление немецко-фашистских войск с целью захвата Кировской железной дороги.

В Кольском Заполярье Великая Отечественная война началась с массированных авианалётов и бомбёжек мирных городов и посёлков в ночь на 22 июня 1941 года. Немецкие самолёты обрушили тысячи тонн смертоносного груза на Мурманск, Полярный, Ваенгу (ныне – Североморск), Мончегорск, Кировск, Кандалакшу и другие города. В первую очередь гитлеровские лётчики стремились вывести  из строя Мурманский порт, железную дорогу, военно-морские базы, стоявшие на ремонте суда и возвращавшиеся в промысла рыболовецкие траулеры. По числу бомб, сброшенных фашистскими лётчиками на каждый квадратный километр территории, Мурманск уступает среди других городов только Сталинграду (Волгограду). В первый же день войны Мурманская область была объявлена на осадном положении, началась мобилизация.

За годы войны 8 244 боевых немецких самолёта сбросили на город Мурманск около 200 000 бомб. В среднем на каждого жителя Мурманска пришлось по 31 кг взрывчатки и по 7 зажигательных бомб.

В годы Великой Отечественной войны деятельность многих таможен СССР прервалась или вовсе прекратилась. Мурманская таможня за предельно короткий срок перестроила свою деятельность на «военные рельсы» и продолжила напряжённо работать. Однако из 23 сотрудников Мурманской таможни в действующую армию были мобилизованы 10 человек, часть мурманских таможенников, как не подлежащих мобилизации по возрасту, были переведены в Архангельскую таможню для выполнения служебных обязанностей в военный период. В конце 1941 года из 18 штатных единиц в Мурманской таможне работали пятеро, обеспечивая полноценную деятельность таможни. Лишь в течение 1942 года, учитывая стратегическое значение мурманского порта, личный состав был увеличен до 30 человек, в том числе за счёт командирования сотрудников из других таможен.

В этот период главной задачей таможни Кольского Заполярья стал контроль грузов, ввозимых Северными конвоями из стран антигитлеровской коалиции в адрес Красной армии, Военно-морского флота, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Первый караван пароходов Северного конвоя PQ-7 пришвартовывался к причалам Мурманского торгового порта 11 января 1942 года. Караваны формировались в Исландии, на севере Великобритании и в Шотландии. Первоначально ленд-лизовские грузы ввозились с уплатой таможенной пошлины и только с 1 января 1943 года - беспошлинно, как благотворительные грузы. Тем не менее к ряду товаров в адрес внешнеторговых объединений применяется таможенно-тарифное регулирование.

Учитывая близость боевых действий, в Мурманске понятия тыла и фронта стали условны, поэтому здесь таможенники находились практически на передовой. 1942 год – особенно тяжёлый для Мурманской таможни и всех северян. Гитлеровское командование, поняв, что план молниеносной войны в Заполярье выполнить нереально, и захватить Мурманск в намеченный срок не представляется возможным, приняло решение уничтожить его самолётами с воздуха.

Немецкие самолёты бомбили город днём и ночью, пытаясь сломить оборону на линии Кольского залива и Мурманской железной дороги. Особенно ожесточённым атакам подвергался морской торговый порт. В порту не было ни одного неповреждённого или полностью не разрушенного причала. Таможенники наряду с портовиками ремонтировали и восстанавливали их под гибельным огнём. Одновременно приходилось спасать корабли союзников с поступающими на них импортными грузами. Иностранные моряки ещё при начале воздушного налёта или пожара на судне покидали транспорт, оставляя груз на волю случая. И тогда вся ответственность за судьбу важных для страны грузов возлагалась на плечи таможенников, которые героически боролись за живучесть кораблей, и за столь нужные стране грузы.

24 марта 1942 года - очередная жестокая бомбардировка торгового порта. На его центральную часть было сброшено двадцать пять мощных фугасок, много погибших и раненых. Несколько бомб попали в английское судно "Ланкастер Кастер", оно начало тонуть. Команда в срочном порядке покинула судно, капитан официально отказался от груза. Мурманские таможенники совместно с портовиками и военными моряками, поддерживая на плаву грузовой транспорт, в течение нескольких суток под непрерывными бомбовыми ударами вражеских самолётов осуществляли выгрузку продовольственных товаров с борта судна.

В ночь на 4 апреля 1942 года во время разгрузки очередного каравана одна из фугасных бомб попадала в трюм британского транспорта "Нью-Вестминстер Сити". И вновь команда покинула борт судна. Пожар охватил среднюю часть судна, в трюмах которого оставалось около 200 тонн снарядов. Транспорт постепенно затапливался морской водой. Под непрекращающейся бомбёжкой немецких самолетов моряки, направленные к горящему судну на спасательных средствах, возвратили судну плавучесть, заделав пробоину в корпусе и откачав воду. Но на борту заграничный военный груз. Инспектор таможни И.Д. Федоров мобилизовал команду стоявшего рядом советского парохода "Свияга" и под обстрелом вражеской авиации совместно с моряками и докерами начал выгрузку снарядов.

Во время других воздушных налётов таможенник Фёдоров лично принимал участие в отражении атак фашистских самолётов, ведя прицельный огонь из пулемёта. Подвиг мурманского таможенника И.Д. Фёдорова во время  войны  отмечен приказом начальника Главного таможенного управления СССР. И таких примеров самоотверженности и стойкости мурманских таможенников немало.

За мужество и стойкость, проявленные в годы Великой Отечественной войны, 23 мурманских таможенника награждены медалью «За оборону Советского Заполярья», 7 сотрудников награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Военные действия в Заполярье заканчились осенью 1944 года. Но война с фашизмом продолжилась в Европе и на северных морях. 20 мая 1945 года в Мурманск прибыл последний союзный конвой, а с лета 1945 года через Мурманский порт начали поступать репарационные грузы из Германии.

В годы военного лихолетья Мурманская таможня не только спасала грузы, пресекала контрабанду, взимала пошлины, но и развивала таможенную инфраструктуру на Кольском полуострове, готовла высокопрофессиональные кадры, что помогло укрепить таможенную систему страны в целом и способствовало выполнению государственных задач в послевоенный период.

На северной границе страны открывались и начали эффективно работать таможенные посты в Полярном, Ваенге, Грязной губе, Беломорске, таможня в Печенге (Петсамо). В Мурманской портовой таможне в годы войны проходили службу более ста таможенников из Архангельской, Ашхабадской, Бакинской, Владивостокской, Рижской, Ленинградской, Московской и других таможен страны. Впоследствии многие из них возглавят таможни в других городах Советского Союза.

Мурманские таможенники бережно хранят и передают из поколения в поколение память о тех, кто с оружием в руках отстоял свободу и независимость своей земли, кто самоотверженным трудом в тылу обеспечил Победу. Событиям тех лет, деятельности Мурманской портовой таможни в годы Великой Отечественной войны посвящены книга ветерана таможенной службы, полковника в отставке Виктора Головина «Таможенная служба на Мурмане 1941-1945». По мотивам этой книги творческой группой мурманских таможенников создан документально-публицистический фильм «Таможня военного Мурманска».

В Мурманской таможне действует поисковый отряд «Норд», члены которого выезжают в экспедиции по местам боёв в Заполярье, ведут поиски погибших, устанавливают их имена, разыскивают родственников. Как утверждают сами участники таможенного поискового отряда: «Это наша история, наша боль и память, поэтому работа будет проводиться до тех пор, пока среди северных сопок не будут найдены и с почестями захоронены останки последних павших героев».

В музее Мурманской таможни организована выставка находок таможенного поискового отряда «Норд». Для учащихся таможенных классов мурманского лицея № 2 регулярно проводятся экскурсии в музей таможни и совместные уроки Мужества, встречи с ветеранами и просмотр исторического фильма о таможне в годы войны. 

Алла Свешникова,
пресс-секретарь Мурманской таможни

 

*в публикации использованы материалы из книги В.Головина «Таможенная служба на Мурмане 1941-1945»

 

 

 

Оценить