Вопросы, поступившие на публичное обсуждение результатов правоприменительной практики СЗТУ 15 августа 2018 года

Печать

Ответы на вопросы, поступившие во время публичного мероприятия

Вопрос 1. Мы обращались на Кировский таможенный пост Мурманской таможни, и нам сказали, что на данный момент времени подача заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары в виде электронного документа пока осуществляться не будет. С чем это связано, когда все реализуется?

Ответ на вопрос 1.

Пунктом 2 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2017 № 177 «О структуре и формате заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары» (далее – Решение) установлено, что государствам - членам Евразийского экономического союза необходимо обеспечить применение структуры и формата, утвержденных Решением, с 01.07.2018.

С учетом данного положения права Евразийского экономического союза к вышеуказанному сроку были доработаны программные средства автоматизированной информационной системы таможенных органов, что позволило реализовать право декларанта на подачу заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары в электронном виде.

По информации, представленной Мурманской таможней, заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары в виде электронного документа или в виде документа на бумажном носителе после 01.07.2018 на Кировский таможенный пост не подавались.

Обстоятельств, препятствующих подаче заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары в виде электронного документа на Кировский таможенный пост Мурманской таможни, в настоящее время не выявлено.

Вопрос 2 . Поясните порядок рассмотрения мотивированного обращения декларанта о выпуске товаров условно.

Ответ на вопрос 2.

В случае, если при выпуске товара, помещаемого под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, таможенному органу не могут быть представлены документы о соответствии (сертификат соответствия, декларация о соответствии), то представление таких документов в соответствии со статьей 126 ТК ЕАЭС и статьей 219 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 № 311-ФЗ (далее - Федеральный закон № 311) может быть осуществлено после выпуска товара, в срок необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товара, если не установлен иной срок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 219 главы 25 Федерального закона № 311, регламентирующей порядок, сроки выпуска товаров, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление документов, подтверждающих соблюдение ограничений, в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товара, если не установлен иной срок.

В целях соблюдения установленных сроков выпуска товаров об отказе в выдаче разрешения на представление вышеуказанных документов после выпуска товаров таможенный орган сообщает декларанту не позднее дня, следующего за днем обращения, в письменной форме с изложением причин отказа.

Ответы на вопросы, поступившие в ходе анкетирования

Вопрос 1. Будет ли дорабатываться программное средство (в частности при выгрузке электронной формы заявления о выпуске до подачи ДТ, отсутствует номер заявления, хотя форма заявления подразумевает наличие данной информации)?

Ответ на вопрос 1.

В настоящее время в таможенных органах Северо-Западного таможенного управления произведено обновление автоматизированной информационной системы АИС «АИСТ-М», в котором уточнена возможность просмотра заявлений о выпуске товаров до подачи ДТ в части отображения номера заявления.

Вопрос 2. Когда наладят программное обеспечение для электронного транзита? Медленно грузится архив документов, не всегда инспектор корректно видит предоставленные документы.

Ответ на вопрос 2.

Доработка штатных программных средств, в том числе автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом (АС КТТ-2), используемой для совершения таможенных операций при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме, осуществляется в рамках централизованных контрактов, заключаемых ЦИТТУ. Вопросы сроков доработки, не находятся в компетенции ИТС СЗТУ. Вместе с тем, Северо-Западным таможенным управлением на постоянной основе проводится работа по выявлению проблемных вопросов в работе эксплуатируемых программных средств и направлению замечаний на доработку в ФТС России.

Вопрос 3. Какова ответственность юридических (должностных) лиц за нарушение таможенного законодательства РФ в части нарушения режима временного вывоза при возвращении на таможенную территорию РФ?

Ответ на вопрос 3.

В случае несоблюдения (нарушения) юридическими и должностными лицами условий таможенной процедуры временного вывоза, установленных главой 30 ТК ЕАЭС, в деянии таких юридических и должностных лиц, в зависимости от характера допущенного нарушения, могут усматриваться признаки административных правонарушений, предусмотренных статьями 16.19 «Несоблюдение таможенной процедуры» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП России) у декларантов таможенной процедуры временного вывоза и статьей 16.21 «Незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка» КоАП России у лиц, не являющихся декларантами таможенной процедуры временного вывоза.

Так, административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 16.19 КоАП России «Заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.1, частями 2 и 3 статьи 16.2, статьей 16.17 Кодекса» наступает в случае нарушения условий помещения товаров под таможенную процедуру временного вывоза, установленных пунктом 1 статьи 228 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).

Административная ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 16.19 КоАП России «Пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно» наступает в случае нарушения условиями использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного вывоза, установленных пунктом 2 статьи 228 ТК ЕАЭС и ограничений по пользованию и распоряжению временно вывезенными товарами, установленных статьей 230 ТК ЕАЭС.

Административная ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 16.19 КоАП России «Незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении» наступает в случае нарушения срока действия таможенной процедуры временного вывоза, установленного статьей 229 ТК ЕАЭС, и условий завершения и прекращения действия таможенной процедуры временного вывоза, установленных статьей 231 ТК ЕАЭС.

Административная ответственность, предусмотренная статьей 16.21 КоАП России «Незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка» случае совершения предусмотренных данной статьей КоАП России деяний с временно вывезенными товарами, в отношении которых декларантами таможенной процедуры временного вывоза не соблюдены условия, установленные подпунктом 2 статьи 228 ТК ЕАЭС, по соблюдению ограничений по пользованию и распоряжению, установленных статьей 230 ТК ЕАЭС.

Кроме того, в случае нарушения условий таможенной процедуры временного вывоза товаров, установленных главой 30 ТК ЕАЭС в ряде случаев также могут усматриваться признаки совершения уголовно-наказуемых деяний в деянии физических лиц, по чьей вине данные условия нарушены.

Так, например, в случае нарушения условий таможенной процедуры временного вывоза товаров, являющихся культурными ценностями, могут усматриваться признаки совершения уголовно-наказуемого деяния, предусмотренного статьей 190 «Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей» Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вопрос 4. Прошу разъяснить по новому ФЗ о таможенном регулировании: отсутствуют положения о льготах к товарам, не облагаемым экспортными пошлинами (ст. 232 ФЗ от 2010 г., она сокращала перечень документов для таких товаров, убирала таможенную стоимость). Теперь снова вернулся полный перечень документов?

Ответ на вопрос 4.

В соответствии с пунктом 4 статьи 127 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) содержание таможенных процедур и положения, регулирующие порядок применения таможенных процедур, включая условия помещения товаров под таможенные процедуры, условия и порядок использования товаров в соответствии с таможенными процедурами после их помещения под такие таможенные процедуры, порядок завершения, прекращения, приостановления и возобновления действия таможенных процедур, а также обстоятельства возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, срок и (или) особенности их исчисления и уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенные процедуры, либо товаров, полученных (образовавшихся), изготовленных (полученных) в рамках применения таможенных процедур, определяются соответствующими главами раздела IV ТК ЕАЭС, а в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, - Евразийской экономической комиссией и (или) законодательством государств-членов Евразийского экономического союза о таможенном регулировании.

Содержание и применение таможенной процедуры экспорта, условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, возникновение и прекращение обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, срок их уплаты и исчисление, устанавливаются главой 21 ТК ЕАЭС.

После вступления в силу ТК ЕАЭС (с 01.01.2018) положения Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311) применяются только в части, не противоречащей ТК ЕАЭС.

Положения статьи 232 Закона № 311 не могут применяться, поскольку регулирования данного вопроса национальным законодательством может осуществляться только в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо Евразийской экономической комиссией также в случаях предусмотренных ТК ЕАЭС.

В настоящее время ТК ЕАЭС не содержит положений, позволяющих на уровне законодательства государства-члена Евразийского экономического союза установить условия помещения товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, налогами, под таможенную процедуру экспорта, отличные от условий, предусмотренных главой 21 ТК ЕАЭС.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит положений, устанавливающих отличные от предусмотренных главой 21 ТК ЕАЭС условий помещения товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, налогами, под таможенную процедуру экспорта.

На основании изложенного, при определении перечня документов и необходимости размещения их в электронном архиве декларанта следует руководствоваться общими положениями, установленными главами 13, 17 ТК ЕАЭС и, в частности, статьями 80 и 108 ТК ЕАЭС.

Вопрос 5. Расскажите об особенностях технологии удалённого выпуска при использовании временного периодического таможенного декларирования (заполнение графы 30 ДТ)

Ответ на вопрос 5.

В соответствии с подпунктом 28 пункта 15 и подпунктом 13 пункта 18 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.04.2012 № 39 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 257» графа 30 «Местонахождение товаров» декларации на товары (далее – ДТ) при применении особенностей декларирования (при подаче неполной, периодической, временной, дополнительной временной или полной ДТ, если указан соответствующий код особенностей декларирования товаров в графе 7 ДТ) не заполняется.

Технология удаленного выпуска товаров может быть применена при указании в графе 30 ДТ кода таможенного органа, отличного от кода таможенного органа декларирования.

Таким образом, если графа 30 ДТ не заполнена, технология удаленного выпуска товаров не применяется.

Вопрос 6. Возможно ли использование процедуры автовыпуска касательно товаров класса опасности 2.2. – газы (жидкие газы: кислород, азот, углекислота), перевозимых в автотранспортных цистернах наливом?

Ответ на вопрос 6.

Информация о критериях автоматической проверки соблюдения условий авторегистрации декларации на товары и автовыпуска товаров является информацией для служебного пользования и предназначена для использования таможенными органами для таможенных целей.



Copyright © 2011 Федеральная таможенная служба