Сегодня 18 июня 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

bannerOP

Вопросы, поступившие на публичное обсуждение результатов правоприменительной практики СЗТУ 28 февраля 2018 года

PDFПечатьE-mail

Ответы на вопросы, поступившие до публичного мероприятия

Вопрос 1 от ОТЦ ФТО филиала ОАО РЖД

Проблемы и вопросы взаимодействия ОАО «РЖД» и таможенных постов СЗТУ ФТС России в случаях выявления таможенными органами необходимости применения таможенного досмотра в рамках действующих профилей рисков при отсутствии достаточной оснащённости пограничных пунктов пропуска для проведения таможенного досмотра в соответствии с установленным объёмом, степенью и характеристиками технических средств.

Ответ на вопрос № 1

В соответствии с положениями пункта 2.1.4 Методических рекомендаций по организации и проведению таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров, доведенных до таможенных органов письмом ФТС России от 04.02.2016 N 01-11/04772 (далее – Методические рекомендации), проведение таможенного досмотра в местах, не имеющих достаточной оснащенности для проведения таможенного досмотра в соответствии с установленными объемом, степенью и характеристиками технических средств таможенного контроля (отсутствие весового оборудования, специально оборудованной площадки, погрузочно-разгрузочной техники, места для выгрузки товаров из транспортного средства и т.д.), не допускается. В случае недостаточности оснащенности места для проведения таможенного досмотра в требовании о предъявлении товаров, направляемом таможенным органом декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, дополнительно указывается перечень зон таможенного контроля, где может быть проведен таможенный досмотр. Информация о месте проведения таможенного досмотра в случае направления декларанту требования о предъявлении товаров с перечнем зон таможенного контроля, где может быть проведен таможенный досмотр, вносится в поручение после размещения товаров в одной из предложенных зон таможенного контроля.

Одной из проблем в деятельности таможенных органов СЗТУ по осуществлению таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС железнодорожным транспортом, является отсутствие в функционирующих в регионе деятельности СЗТУ железнодорожных пунктах пропуска условий для проведения таможенного досмотра таких товаров, в том числе специально оборудованных площадок для проведения таможенного досмотра товаров, погрузочно-разгрузочной техники, весового оборудования. Указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам СЗТУ проводить в железнодорожных пунктах пропуска таможенный досмотр товаров в соответствии с установленными характеристиками и влекут за собой необходимость перемещения товаров из пунктов пропуска в иные зоны таможенного контроля, на территории которых имеются условия для проведения таможенного досмотра товаров.


Вопрос 2 от ОТЦ ФТО филиала ОАО РЖД

Ограничения таможенными постами СЗТУ ФТС России в пограничных пунктах пропуска производственной и хозяйственной деятельности ОАО «РЖД», связанной с обеспечением движением поездов и маневровой работой, эксплуатацией и техническим обслуживанием машин и механизмов, а также аварийным ремонтом и техническим обслуживанием железнодорожного подвижного состава.

Ответ на вопрос № 2

На территории железнодорожного пункта пропуска Ивангород в пределах постоянной зоны таможенного контроля, созданной Кингисеппской таможней, функционирует предприятие ОАО «РЖД» по ремонту подвижного железнодорожного состава.

В соответствии с пунктом 32 Перечня видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06.2008 N 907-р (далее – Перечень видов деятельности) в железнодорожных пунктах пропуска может осуществляться аварийный ремонт и техническое обслуживание железнодорожного подвижного состава.

С учетом положений статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации осуществляется пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, положения пункта 32 Перечня видов деятельности распространяются на подвижной железнодорожный состав, перемещаемый через таможенную границу ЕАЭС.

Поскольку производственное предприятие находится в пределах постоянной зоны таможенного контроля, созданной Кингисеппской таможней в ЖДПП Ивангород, в соответствии с требованиями части 23 статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) вышеуказанная деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного железнодорожного состава может осуществляться с разрешения таможенного органа и под его контролем.

Частью 25 статьи 163 Федерального закона установлено, что разрешение на осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности в зоне таможенного контроля выдается начальником таможенного органа, в регионе деятельности которого создана зона таможенного контроля по письменному заявлению заинтересованного лица.

В соответствии с положениями части 25 статьи 163 Федерального закона таможенным постом ЖДПП Ивангород было выдано ОАО «РЖД» разрешение на осуществление в постоянной зоне таможенного контроля в данном пункте пропуска деятельности по техническому ремонту и обслуживанию подвижного железнодорожного состава, следующего через таможенную границу ЕАЭС.

Согласно информации, полученной от Кингисеппской таможни, таможенным постом ЖДПП Ивангород неоднократно выявлялись случаи, когда ремонтным предприятием, расположенным в названном пункте пропуска, осуществлялся ремонт подвижного железнодорожного состава, используемого для осуществления внутренних железнодорожных перевозок по территории Российской Федерации, т.е. деятельность, не предусмотренная выданным таможенным органом ОАО «РЖД» разрешением на осуществление деятельности в зоне таможенного контроля.

По выявленным фактам осуществления в зоне таможенного контроля указанного вида деятельности без разрешения таможенного органа таможенным постом ЖДПП Ивангород возбуждались дела об административных правонарушениях по статье 16.5 КоАП России (нарушение режима зоны таможенного контроля).

Таким образом, таможенным постом ЖДПП Ивангород в рамках имеющихся полномочий были приняты предусмотренные законодательством меры, направленные на пресечение случаев неправомерного осуществления ОАО «РЖД» в зоне таможенного контроля в названном пункте пропуска деятельности по ремонту подвижного железнодорожного состава, используемого для внутренних железнодорожных перевозок.


Вопрос 3 от ОТЦ ФТО филиала ОАО РЖД

Основные проблемы и вопросы взаимодействия ОАО «РЖД» и таможенных постов СЗТУ ФТС России в пограничных пунктах пропуска, связанные с получением генеральных разрешений на осуществление временного хранения транспортных средств и товаров в них на путях пограничных станций при возникновении препятствий к их дальнейшей перевозке.

Ответ на вопрос № 3

В соответствии с частью 1 Федерального закона к числу иных мест временного хранения, чем склады временного хранения, отнесены в том числе железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств.

Порядок помещения товаров на временное хранение в иных местах, чем склады временного хранения, определен статьей 198 Федерального закона, а также разделом V Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержденного приказом ФТС России от 29.12.2012 N 2688 (далее – Порядок 2688).

В соответствии с Федеральным законом и Порядком 2688 временное хранение товаров в вышеуказанном месте временного хранения осуществляется на основании письменного разрешения, выдаваемого таможенным постом, в регионе деятельности которого данное место временного хранения находится.

Разрешение на временное хранение товаров в иных местах выдается на основании обращения заинтересованного лица. Разрешение на временное хранение товаров в иных местах может быть разовое (на временное хранение определенной партии товаров) либо генеральное (использование созданной зоны таможенного контроля для периодического временного хранения иностранных товаров в определенный период времени). Период времени, в течение которого действительно генеральное разрешение, не должен превышать одного года с момента выдачи разрешения на временное хранение товаров.

Имели место случаи, когда таможенными органами СЗТУ (в частности, таможенными постами ЖДПП Ивангород Кингисеппской таможни и ЖДПП Скангали Псковской таможни) принимались решения об отказе в выдаче ОАО «РЖД» разрешений на временное хранение товаров на железнодорожной станции, расположенной в железнодорожном пункте пропуска.

При принятии указанных решений таможенные органы СЗТУ исходили из того, что в соответствии с пунктом 25 Перечня видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06.2008 N 907-р (далее – Перечень видов деятельности) в железнодорожных пунктах пропуска может осуществляться деятельность по хранению товаров на складах, владельцами которых являются таможенные органы.

Исходя из изложенного, таможенными органами делался вывод о том, что ОАО «РЖД» не может осуществляться временное хранение товаров на железнодорожных станциях, расположенных в железнодорожных пунктах пропуска.

В то же время, в соответствии с пунктом 27 Перечня видов деятельности в железнодорожных пунктах пропуска может осуществляться деятельность железнодорожного транспорта, к которой может быть отнесена в том числе деятельность по хранению товаров в железнодорожном подвижном составе в пунктах пропуска.

В связи с тем, что сделать однозначный вывод по вопросу о возможности осуществления временного хранения товаров в железнодорожных пунктах пропуска не представляется возможным, службой организации таможенного контроля подготовлено обращение в ФТС России о предоставлении разъяснений по данному вопросу.

Ответы на вопросы, поступившие в ходе анкетирования

Вопрос 1

О подаче транзитной декларации экспедитором. Очень часто договор экспедитора не с грузовладельцем, а с перевозчиком. Может ли экспедитор выступать декларантом процедуры?

Ответ на вопрос № 1

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 83 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС, Кодекс) при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита декларантом товаров может выступать лицо государства-члена ЕАЭС, являющееся экспедитором.

На экспедитора, выступающего в качестве декларанта таможенной процедуры таможенного транзита, распространяются установленные статьей 84 ТК ЕАЭС обязанности декларанта. В частности, данной статьей установлена обязанность декларанта выполнять иные (т.е., не перечисленные в статье 84 ТК ЕАЭС) требования, предусмотренные ТК ЕАЭС (подпункт 6) пункта 2 Кодекса).

К числу таких «иных» обязанностей декларанта относятся и обязанности, установленные пунктом 1 статьи 348 ТК ЕАЭС, в соответствии с которым декларант обязан произвести перевозку (транспортировку), взвешивание или обеспечить определение количества товаров иным способом, произвести погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и иных мест, в которых находятся (могут находиться) такие товары. Действующим таможенным законодательством ЕАЭС не предусмотрено освобождение декларанта от указанных обязанностей.

Право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит его собственнику. В силу наличия таких прав собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК России)).

Экспедитор не является собственником декларируемых им товаров. В связи с этим совершать в отношении таких товаров действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, экспедитор может только при наличии соответствующих прав, предоставленных ему в установленном порядке собственником товаров (имущества).

Для проведения грузовых операций, т.е. совершения физических действий с не принадлежащими ему товарами в рамках выполнения установленной пунктом 1 статьи 348 ТК ЕАЭС обязанности экспедитор должен обладать полномочиями владения товаром.

Согласно пункту 3 Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438, подача экспедитором транзитной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу отправления документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции.

Договором транспортной экспедиции на экспедитора могут быть возложены различные полномочия, большинство из которых не связаны с таможенными правоотношениями и соответственно не могут служить правовым основанием для декларирования товаров таможенному органу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 801 «Договор транспортной экспедиции» ГК России:

«1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором».

В связи с изложенным, при рассмотрении вопроса о наличии или отсутствия у экспедитора правовой возможности выступать в качестве декларанта товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, необходимо учитывать, в числе прочего, виды услуг, выполнить или организовать выполнение которых должен в соответствии с договором экспедитор и, соответственно, наличие или отсутствие у данного лица прав, необходимых для выполнения обязанностей декларанта товаров.

Вопрос 2

Нет единообразия применения статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учёта перемещения товаров) в том числе и в рамках СЗТУ: судебная практика (Консультант+) при технических ошибках и незначительном превышении сроков показывает применение малозначительности. Но Архангельская таможня упрямо стремится наказать (и выносит обвинительные постановления) по таким фактам.

Ответ на вопрос № 2

Частью 2 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлена обязанность российских лиц, которые заключили сделку, в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС, представлять в таможенный орган статистическую форму, содержащую сведения, необходимые таможенным органам для целей формирования официальной статистической информации о товарах, перемещаемых между государствами-членами ЕАЭС во взаимной торговле.

Непредставление или представление в таможенный орган статистической формы с нарушением установленного срока, либо содержащей недостоверные сведения, влечёт за собой ответственность лиц по статье 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Совершение указанного административного правонарушения (АП) влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбуждённых по рассматриваемой статье, на основании статьи 23.8 КоАП РФ относится к компетенции должностных лиц таможенных органов.

Установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, должностное лицо таможенного органа, руководствуясь и статьями 2.9, 29.9 КоАП РФ, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении и объявлении устного замечания.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и устанавливается

в исключительных случаях, исходя из оценки конкретных обстоятельств совершенного деяния.

Состав административного правонарушения, указанный в части I, 2 статьи 19.7.13 КоАП России, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения, и считается законченными правонарушениями независимо от наступления вредных последствий. Для оценки действий лица, привлекаемого к административной ответственности, на предмет наличия признаков формального состава эти последствия не имеют правового значения.

Таможенными органами СЗТУ в период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года возбуждено 2641 дело об АП по фактам нарушений, ответственность за которые предусмотрена статьёй 19.7.13 КоАП России. Из общего количества возбуждённых дел об АП по 2536 делам об АП, таможенными органами приняты решения о назначении наказания, из которых вынесено 1928 постановлений о назначении наказания в виде предупреждения в соответствии со статьёй 3.4 КоАП России. Из 2641 возбуждённого дела об АП, рассматриваемой категории, таможенными органами и судами вынесено 27 постановлений о прекращении производства в связи с признанием правонарушения малозначительным, что являлось незначительным и составляло 1,02% от общего числа возбуждённых дел об АП указанной категории.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера, обстоятельств совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, исходя из оценки конкретных обстоятельств совершённого деяния.

Таким образом, если в ходе рассмотрения дела об АП, будут установлены исключительные обстоятельства, указывающие на малозначительность совершенного административного правонарушения, должностное лицо, уполномоченное решить дело об АП на основании статьи 2.9 КоАП России вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Применительно к правонарушению, предусмотренному статьёй 19.7.13 КоАП РФ, «технический характер ошибок при заполнении статистической формы и незначительность превышения сроков её представления» являются оценочными характеристиками обстоятельств дела и, как свидетельствует анализ судебной практики применения указанной статьи, не всегда безусловно относятся судом к обстоятельствам, свидетельствующим о малозначительности правонарушения.