Сегодня 27 мая 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

bannerOP

Вопросы, поступившие на публичное обсуждение результатов правоприменительной практики СЗТУ 15 ноября 2017 года

PDFПечатьE-mail

Ответы на вопросы, поступившие до публичного мероприятия

Вопрос № 1 от представителя ООО «Петро» Сергея Стрельцова

Какой порядок действий декларанта (представителя перевозчика) при возникновении сбоя в работе программных средств таможенных органов и невозможности оформления электронной транзитной декларации, поданной от лица уполномоченного оператора (далее – УЭО), использующего специальное упрощение по доставке товаров на территорию УЭО?

Ответ на вопрос № 1

В соответствии с пунктом 4 Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме, утвержденного приказом Минфина Российской Федерации от 30.08.2016 № 144н, в случае возникновения нештатных ситуаций, препятствующих дальнейшему обмену сведениями в электронном виде, отсутствия у декларанта или перевозчика возможности осуществления обмена с таможенными органами сведениями и документами в электронном виде таможенные операции совершаются в общеустановленном порядке с использованием документов на бумажных носителях.

В рассматриваемом случае транзитная декларация на ввозимые товары может быть подана представителем перевозчика в бумажном виде с приложением электронной копии, которая может быть сформирована на основе сведений, содержащихся в предварительной информации. Доставка товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита будет осуществляться в зону таможенного контроля таможенного поста, в котором совершаются таможенные операции с товарами уполномоченного экономического оператора.

Вопрос № 2 от представителя ООО «Транс-Бизнес Брокер» Сергея Лядова

Чем обоснована необходимость прикрепления всех документов на машину, водителя, прицеп, не является ли это нарушением единого окна или излишними требованиями Балтийской таможни?

Ответ на вопрос № 2

Перечень документов, необходимых для предоставления в таможенный орган отправления вместе с транзитной декларацией, определен Порядком совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438 (далее – Порядок).

Предоставление документов («Протокол…», «Свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ…», «Свидетельство о постановке на учет…») не является обязательным при подаче транзитной декларации. Практика применения декларирования таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме в Балтийской таможне показывает, что участниками ВЭД зачастую самостоятельно предоставляются документы, не входящие в перечень обязательных для помещения товаров под указанную процедуру. Требование Балтийской таможни о предоставлении документов на аренду автомобиля и найм водителя обусловлено необходимостью подтвердить право водителя представлять интересы конкретного перевозчика при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, а также идентификации перевозчика, в случае если в документе о государственной регистрации и национальной принадлежности транспортного средства указано иное лицо. Актуальность указанного вопроса нашла свое отражение в Решении Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза от 28.09.2017 № 24/3 (г. Ереван).

Следует отметить, что непредставление вышеуказанных документов таможенному органу отправления также не будет являться основанием для отказа в регистрации транзитной декларации.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 76 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза.

Предоставление документов, подтверждающих обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов, в случаях, предусмотренных ТК ТС, регламентировано пунктом 3 Порядка. Представление документа, подтверждающего обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (сертификата или дополнения к договору поручительства) при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита не требуется. Указанные документы формируются в соответствии с требованиями Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 «О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров» и Порядка действий должностных лиц таможенных органов при работе с поручительством по обязательствам нескольких лиц при таможенном транзите товаров, утвержденного приказом ФТС России от 10.02.2012 № 245. В транзитной декларации необходимо указать номер документа обеспечения, по которому будет сделан запрос в ЕАИС таможенных органов.

В случае декларирования таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предоставление товаросопроводительных документов, в частности таких, как инвойс, коносамент, накладная в виде электронных документов предусмотрено Порядком использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме, утвержденным приказом Минфина России от 30.08.2016
№ 144н.

Вопрос № 3 от Татьяны Онучиной Head of Customs department Major Cargo Service

Преамбула: в ходе таможенного оформления представлены действующие ДС или СРТ (документы отражены в реестре на сайте Росаккредитации как действующие (горят зеленым)), но при этом таможенный орган считает, что у указанной в разрешительном документе, лаборатории отсутствует аккредитации на испытания данной категории товаров. На основании такого вывода таможенный орган привлекает к административной ответственности таможенного представителя по ч. 3 ст.16.2 КоАП.

Вопрос: Правомерны ли такие действия? Какова судебная перспектива таких дел по мнению таможенных органов?

Ответ на вопрос № 3

Понятие запретов и ограничений определено Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее – Договор), который учреждает Евразийский экономический союз (далее - Союз, ЕАЭС), и в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

К запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.

Общие положения, касающиеся вопросов технического регулирования в рамках Евразийского экономического союза отражены в Разделе X Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – Союз).

Согласно статьи 52 Договора технические регламенты Союза принимаются в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках Союза.

В статье 53 Договора определено, что продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной.

В соответствии с разделом X Договора о Евразийском экономическом союзе разработан Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийском экономическом союзе (далее - Протокол), который определяет порядок, правила и процедуры технического регулирования в рамках Союза.

Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 621
«О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза» (далее - Положение) установлено, что подтверждение соответствия осуществляется в формах сертификации или декларирования соответствия по типовым схемам.

Согласно Положения типовая схема подтверждения соответствия представляет собой набор действий (элементов), результаты которых используются для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технического регламента. В общем случае такими действиями (элементами) могут считаться, в том числе идентификация, испытания продукции, исследования типа продукции, выдача сертификата соответствия, принятие декларации о соответствии техническим регламентам по единой форме, утвержденной Комиссией Таможенного союза, регистрация декларации о соответствии и т.д.

Положением также установлено следующее:

- в зависимости от типовой схемы сертификации, подтверждение соответствия в форме сертификации осуществляется аккредитованным органом по сертификации продукции, аккредитованным органом по сертификации систем менеджмента, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее - орган по сертификации продукции, орган по сертификации систем менеджмента).

- в зависимости от типовой схемы декларирования соответствия подтверждение соответствия в форме декларирования соответствия осуществляется на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием органа по сертификации продукции, органа по сертификации систем менеджмента, аккредитованной испытательной лаборатории, включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона № 412-ФЗ от 28.12.2013 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» в случае расхождения сведений об аккредитованном лице, содержащихся в реестре аккредитованных лиц, со сведениями об аккредитованном лице, содержащимися в аттестате аккредитации, достоверными считаются сведения, размещенные в реестре аккредитованных лиц.

В ТР ТС устанавливаются обязательные требования к объектам технического регулирования, правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия, также могут содержаться и другие требования, имеющие общий характер, а также специфические требования.

В каждом ТР ТС определены/установлены, в том числе правила идентификации объектов технического регулирования, формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов.

Статьей 183 ТК ТС установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ТС. К таким документам относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение мер технического регулирования.

В рамках статьи 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки достоверности информации, содержащейся в таможенных документах, в том числе документы, которые послужили основанием для регистрации документов о соответствии, в целях подтверждения соблюдения мер технического регулирования.

В соответствии со статьей 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, в том числе в части представления в таможенный орган документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.

При осуществлении таможенного контроля таможенные органы осуществляют проверку сведений, заявленных в декларации на товары, со сведениями о товарах, указанными в документах, на основании которых заполнена таможенная декларация, а также в рамках системы управления рисками применяют различные формы таможенного контроля.

Согласно пункту 2 примечания к главе 16 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

В соответствии со статьей 6 ТК ТС таможенные органы обеспечивают на таможенной территории Таможенного союза решение ряда основных задач, в том числе в пределах своей компетенции предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

Таким образом, в случае выявления продукции (являющейся объектом обязательного подтверждения соответствия), при одновременном представлении при декларировании документов о соответствии, в которых указаны ссылки на протоколы испытаний, проведенных испытательными лабораториями, у которых по имеющейся информации отсутствует аккредитация, таможенные органы обязаны проводить проверку представленных документов о соответствии на предмет оценки их применимости (действительности).

Анализ судебной практики таможенных органов Северо-Западного региона, по привлечению участников внешнеэкономической деятельности к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) показал следующее.

Всего за 10 месяцев 2017 года таможенными органами региона вынесено 668 постановлений по делам об административных правонарушениях (далее – АП), ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Из них в судебные органы обжаловано порядка 10,4 % от общего количества дел рассматриваемой категории.

Проведенный анализ судебной практики за 2017 год по спорам об обжаловании постановлений по делам об АП по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ показал, что судебная практика складывается как в пользу, так и не в пользу таможенных органов Северо-Западного региона, исходя из конкретных обстоятельств каждого судебного дела.

Что касается правомерности действий должностных лиц таможенных органов при привлечении к административной ответственности информируем.

Статьей 30.2 КоАП РФ установлен порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Согласно части 3 статьи 30.2 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

Суд осуществляет судебное разбирательство в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли (сторон), оценивая обстоятельства конкретного дела по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Окончательная оценка доказательств судом дается при вынесении решения.

Следовательно, только суд, либо вышестоящий уполномоченный таможенный орган вправе давать оценку действию (бездействию) таможенного органа или его должностного лица при принятии решения, в том числе, и о правомерности привлечения к административной ответственности.

Ответы на вопросы, поступившие в ходе публичного мероприятия

Вопрос № 4 от представителя АСМАП Татьяны Александровны Богдановой.

Устанавливала ли ФТС России требование о 100% внедрении декларирования таможенного транзита в электронной форме и будут ли приниматься товаросопроводительные документы на МАПП Светогорск и Брусничное в письменной форме?

Ответ на вопрос № 4

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС) Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (п. 3 ст. 179). Подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено ТК ТС, решением Комиссии таможенного союза либо законодательством государств – членов таможенного союза в случаях, предусмотренных решением Комиссии таможенного союза (п. 6 ст. 180 ТК ТС). В соответствии с п. 2 ст. 182 ТК ТС в качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами.

Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года, утвержденной решением коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года после двух публичных обсуждений, в том числе, с участием членов Общественного совета при ФТС поставлена задача обеспечить 99% доли транзитных деклараций, оформленных в электронной форме.

Выборгской таможне дано поручение внести изменения в информацию для участников внешнеэкономической деятельности, размещенную на информационных стендах в пунктах пропуска, с целью обеспечения большей корректности используемых формулировок.

Декларирование таможенного транзита в электронной форме осуществляется в соответствии с Порядком использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме, утвержденным приказом Министерства финансов от 30.08.2016 № 144н (далее – Порядок).

Пунктом 4 Порядка определено, что в случае возникновения нештатных ситуаций, препятствующих дальнейшему обмену сведениями в электронном виде, отсутствия у декларанта или перевозчика возможности осуществления обмена с таможенными органами сведениями и документами в электронном виде таможенные операции совершаются в общеустановленном порядке с использованием документов на бумажных носителях.

В соответствии с пунктом 25 Порядка в случае отсутствия взаимодействия между информационными системами перевозчика и таможенных органов в электронном виде уполномоченное должностное лицо с использованием штатных программных средств ЕАИС таможенных органов распечатывает для выдачи на руки перевозчику в целях его предъявления в таможенном органе назначения один экземпляр электронной транзитной декларации, в строке "Подпись" графы D которого проставляет подпись и оттиск личной номерной печати.

Вопрос № 5 от директора ООО «ТЭЛК» Ю.Б. Леонтьева.

Какие документы должен представить экспедитор, чтобы транзитная декларация от его имени была принята?

Ответ на вопрос № 5

В соответствии с п. 3) ст.186 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) декларантом таможенной процедуры таможенного транзита может быть экспедитор, если он является лицом государства-члена Таможенного союза.

Требования к договору транспортной экспедиции установлены главой 41 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК России) «Транспортная экспедиция».

Согласно п.1 ст.432 ГК России : «Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение».

Предметом договора транспортной экспедиции является обязанность экспедитора за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ч.1 п.1 ст.801 ГК России). Подробно обязанности экспедитора раскрыты в ч.2 и ч.3 п.1 ст.801 ГК России.

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее – Закон): «Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности…».

Согласно ст.2 Закона Правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации. Такими Правилами определяются в частности перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции).

Во исполнение ст.2 Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 № 554 утверждены Правил транспортно-экспедиционной деятельности (далее – Правила).

Пунктом 5 Правил установлен перечень экспедиторских документов в числе которых два вида расписок:

- экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

- складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение)».

Анализ характера данных расписок в системой взаимосвязи с п.1 ст.801 ГК России позволяет сделать следующие выводы.

Экспедиторская расписка подтверждает факт получения экспедитором груза для перевозки. Обязанности, связанные с перевозкой, являются основными обязанностями экспедитора. В связи с изложенным, экспедиторская расписка необходима экспедитору для выполнения основных обязанностей, перечисленных в ч.2 п.1 ст.801 ГК России.

Подтверждающая факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение складская расписка необходима экспедитору для выполнения дополнительных услуг, т.к. ч.3 п.1 ст.801 ГК России именно к таким услугам относит хранение груза. Если договором не предусмотрено оказание экспедитором услуг хранения, то наличие складской расписки не является обязательным в связи с необязательным (дополнительным) характером услуг, необходимых для доставки груза.

Согласно подпункту 1) п.1 ст.183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих полномочия лица, подающего таможенную декларацию. Полномочия экспедитора подтверждаются договором транспортной экспедиции. При этом договор должен отвечать требованиям действующего законодательства, в т.ч. в части требований к сторонам договора.

В соответствии с п.1 ст.802 ГК России договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. В свою очередь экспедиторская расписка является неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции (п.7 Правил).

Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены приказом Минтранса России от 11.02.2008 № 23.

В связи с изложенным экспедитор, выступающий в качестве декларанта товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита должен подтвердить свои полномочия путем представления договора транспортной экспедиции (в т.ч. экспедиторской расписки), соответствующего требованиям действующего законодательства.