Сегодня 14 декабря 2017 года
Для слабовидящих

Главное меню

bannerOP

Вопросы, поступившие в ходе публичного обсуждения результатов правоприменительной практики СЗТУ 10 августа 2017 г.

PDFПечатьE-mail

Вопрос:

Какие меры предпринимает Северо-Западное таможенное управление для исключения негативной судебной практики в отношении таможенных органов?

Работа по осуществлению защиты государственных интересов и интересов таможенных органов в судах организована в таможенных органах Северо-Западного таможенного управления в соответствии правовыми актами Федеральной таможенной службы. В рамках реализации положений этих актов в таможнях региона проводится анализ решений, действий (бездействия) должностных лиц таможни, послужившие причиной (основанием) для обращения физиче­ских и юридических лиц в судебные органы и принятия судебными инстанциями судебных актов об удовлетворении заявленных требований и выработка мер реагирования на указанные судебные акты.

Информация о результатах проводимых совещаний направляется в правовую службу СЗТУ, которой анализируются принимаемые таможнями региона меры реагирования на отрицательные судебные акты. По результатам такого анализа вырабатываются рекомендации по повышению их эффективности и достаточности.

Кроме того, правовой службой СЗТУ:

- осуществляется информирование вышестоящих таможенных органов о наличии правовых пробелов, коллизий правовых норм, проблемных вопросов, связанных с правоприменительной практикой в области таможенного дела;

- на постоянной основе осуществляются функциональные проверки подчиненных таможен по организации работы с жалобами на решения, действия (бездействие) должностных лиц таможенного поста в области таможенного дела;

- на основе анализа содержания решений, принятых в порядке ведомственного контроля, а также решений по жалобам систематизируются типичные нарушения, допускаемые должностными лицами подчиненных таможен, которые доводятся до подчиненных таможенных органов;

- правовой службой совместно со службой федеральных таможенных доходов проводятся выездные совещания в таможнях региона в целях выработки совместных решений по вопросам, связанным с обжалований решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости товаров;

- на постоянной основе осуществляется анализ судебной практики по различным категориям споров. Результаты такого анализа направляются в ФТС России и подчиненные таможни.

Вопрос:

Какие меры предпринимаются правовой службой СЗТУ в случае вынесения необоснованных решений таможенных органов в адрес участника внешнеэкономической деятельности?

Правовой службой СЗТУ и правовыми подразделениями таможенных органов:

- в случае принятия судом отрицательных для таможенных органов судебных актов, информация о причинах удовлетворения заявленных требований с указанием на недопустимость принятия аналогичных решений, совершения действий (бездействия) в дальнейшем доводится до должностных лиц заинтересованных подразделений;

- в случае признания в судебном порядке решений, действий (бездействия) должностных лиц таможни незаконными, в каждом конкретном случае рассматривается вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, принявших решения, совершивших действия (бездействие), признанные в судебном порядке незаконными (недействительными);

- решения по жалобам направляются в подчиненные таможенные органы с указанием необходимости проведения анализа решений по жалобам, изучения положений законодательства, нарушенных при принятии обжалованных решений, с должностными лицами, чьи решения послужили основанием для обращения с жалобами в таможенный орган, начальниками таможенных постов проводятся воспитательные беседы;

- организуются направления на стажировки должностных лиц таможенных постов с целью повышения эффективности осуществления ими контроля таможенной стоимости и, как результат, принятие обоснованных решений, связанных с осуществлением контроля таможенной стоимости товаров, как в процессе таможенного декларирования, так и после выпуска товаров;

- на регулярной основе в таможенных органах региона проводится акция «Добро пожаловаться», в ходе которой заинтересованным лицам даются разъяснения по вопросам применения таможенного законодательства таможенного союза при перемещении через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, взыскания таможенных платежей с физических лиц, а также соблюдения запретов и ограничений при ввозе товаров;

- в установленном порядке таможнями и аппаратом СЗТУ осуществляется ведомственный контроль решений нижестоящих таможенных органов;

- правовой службой реализуется практика выездного рассмотрения жалоб в области таможенного дела с участием должностных лиц таможенных органов, принявших обжалуемые решения.

- на основе анализа содержания решений, принятых в порядке ведомственного контроля, а также решений по жалобам систематизируются типичные нарушения, допускаемые должностными лицами подчиненных таможен, которые доводятся до подчиненных таможенных органов.

Вопрос:

Какие существуют критерии добросовестности и ответственности перевозчика, водителя, экспедитора и т.д. при определении кода товара?

В ходе анализа судебной практики по спорам об обжаловании постановлений таможенных органов о привлечении юридических и физических лиц к административной ответственности за нарушение таможенных правил можно выделить следующие подходы судов к определению разумных и адекватных меры, принимаемых таможенными представителями, декларантами, перевозчиками, иными участниками ВЭД для соблюдения таможенного законодательство, и как следствие, исключающих их вину в совершенном административном правонарушении.

В частности, суды указывают, что обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах должна быть исполнена лицом, на которое она возложена, путем принятия всех зависящих от него мер. То есть, перевозчик должен принять меры к тому, чтобы произвести проверку товара на предмет соответствия сведениям о нем, указанным в документах, получаемых от отправителя товара или его представителей.

Возможностей осуществления такой проверки несколько:

- непосредственное присутствие представителя перевозчика (водителя, экспедитора, иного лица) при погрузке и активное участие в ней, то есть сверка принимаемого к перевозке товара;

- заключение договора перевозки с указанием в качестве одного из условий договора права перевозчика производить проверку соответствия товара и документов на него.

Данные меры полностью зависят от перевозчика, и их непринятие прямо указывает на то, что им фактически не предпринимались все зависящие от него меры к надлежащему исполнению возложенной на него обязанности перемещать через таможенную границу ЕАЭС товары только по документам, содержащим достоверные сведения о таких товарах.

Рассматривая вопрос виновности юридического лица в административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП России, таможенные органы и суд исходят из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 187 ТК ТС декларант вправе осматривать, брать пробы и образцы подлежащего декларированию товара, в том числе до подачи декларации на товары, привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах. Не реализация указанных прав может привести к неисполнению обязанности по заявлению достоверных сведений о декларируемых товарах. Осуществляя предпринимательскую деятельность участнику внешнеэкономической деятельности следует так построить свои гражданско-правовые отношения с контрагентом, чтобы иметь достоверные сведения о перемещаемом товаре, в том числе, предусмотреть ответственность контрагента за предоставление недостоверных сведений о товаре, а также планировать проведение предварительных операций таким образом, чтобы избежать нарушения требований таможенного законодательства Таможенного союза.

В ряде случаев к числу действий, осуществление которых является необходимым и достаточным для соблюдения требований таможенного законодательства, таможенные органы и суд относят не только надлежащий анализ коммерческих документов и предварительный осмотр товаров, но и подачу заявления о принятии предварительного решения о классификации товара.

Суды особенно выделяют категорию «профессиональных» участников ВЭД (таможенные представители, перевозчики и т.п.), указывая, что они должны предпринимать все возможные для них меры, направленные на соблюдение таможенного законодательства. Иное означало бы нивелирование их статуса до уровня субъекта, от которого закон не требует каких-либо профессиональных знаний в сфере таможенного дела.

Вопрос:

Направляет ли правовая служба разъяснения в таможенные органы по практике привлечения по конкретным статьям 16 главы Кодекса об административных правонарушениях? Где можно ознакомиться с этими разъяснениями?

Правовая служба в рамках своей компетенции направляет в ФТС России и подчиненные таможенные органы обзоры судебной практики по делам об оспаривании постановлений таможенных органов по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена, в том числе, главой 16 КоАП России.

Указанные обзоры носят ознакомительный характер и предназначены для служебного пользования.

Разъяснения (методические рекомендации) по вопросам привлечения к административной ответственности и квалификации административных правонарушений направляются в таможенные органы ФТС России.

Письма ФТС России, содержащие соответствующие методические рекомендации, размещаются в информационно-правовых системах «Консультант Плюс», «Кодекс» и т.п.

Вопрос:

Как участнику ВЭД соблюсти сроки выпуска товаров при возникновении нештатных ситуаций? Как действовать участнику ВЭД в случае потери связи с электронными серверами и базами ФТС?

Ответ:

Информация о возникновении нештатных ситуаций регистрируется на таможенных постах и передается в отдел круглосуточной технической поддержки СЗТУ для оперативного принятия необходимых мер реагирования. Сообщения о проведении регламентных и других ремонтных работ размещаются на официальных сайтах ФТС России и СЗТУ.

Контроль за соблюдением установленных законодательством сроков совершения таможенных операций по выпуску товаров осуществляется на таможенных постах, а также в вышестоящих таможенных органах на постоянной основе, в том числе и в условиях возникших нештатных ситуаций.

Вопрос:

Существуют ли какие-либо рекомендации или анализ основных ошибок по вопросу отказа в авторегистрации деклараций на товары? Хотелось бы иметь более конкретную информацию.

Информация с описанием типичных ошибок либо несоответствия сведений, указанных в декларации на товары и прилагаемых документах, влияющих на возможность применения технологии авторегистрации и автовыпуска, доводится до сведения заинтересованных лиц в ходе разъяснительной работы, проводимой на уровне таможенных постов.

Вышеуказанная информация может быть также получена в ходе семинаров и круглых столов, организуемых СЗТУ, а также на официальном сайте СЗТУ в разделе «Публичные мероприятия».