Сегодня 17 июня 2019 года
Для слабовидящих

Главное меню

bannerOP

Доклад по правоприменительной практике (анализ «как делать нельзя») за 1 квартал 2017 года

PDFПечатьE-mail

В современных условиях таможенные органы Российской Федерации содействуют реализации интересов государства в сфере внешней торговли, развитию российского производства, оказывают противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, преступлениям и административным правонарушениям, обеспечивают пополнение доходной части федерального бюджета, также содействуют созданию благоприятных условий для развития и интенсификации внешнеэкономической деятельности и минимизации издержек участников внешнеэкономической деятельности путем сокращения времени, необходимого для совершения таможенных операций, повышения качества предоставляемых государственных услуг в области таможенного дела.

К основным направлениям развития таможенной службы Российской Федерации относятся:

таможенное регулирование;

осуществление фискальной функции;

правоохранительная деятельность;

предоставление государственных услуг и осуществление контрольно-надзорных функций;

содействие интеграционным процессам и международному сотрудничеству.

Результативность деятельности таможенной службы Российской Федерации по ее основным направлениям развития определяет необходимость внесения изменений в подходы к совершенствованию организационно-управленческой деятельности. Так, следствием предупреждения нарушений обязательных требований, предъявляемых таможенными органами при осуществлении таможенного контроля участникам ВЭД посредством повышения их информативности, станет повышение прозрачности контрольно-надзорной деятельности таможенных органов и снижение административной нагрузки на бизнес.

Раздел 1. Предоставление таможенными органами СЗТУ государственных услуг.

Одним из факторов оказания содействия международной торговле является качественное предоставление государственных услуг в области таможенного дела участникам внешнеэкономической деятельности. Эффективные и качественные государственные услуги в области таможенного дела содействуют увеличению скорости таможенных процессов, снижают издержки предпринимателей и конечного потребителя товара, позволяют повысить безопасность в сфере внешнеэкономической деятельности, что способствует развитию бизнеса и торговой деятельности на территории Единого экономического пространства.

Представляется, что государственную услугу в области таможенного дела характеризуют следующие признаки. Во-первых, добровольность обращения лиц в таможенные органы, если оно не связано с исполнением требований таможенного законодательства. Во-вторых, государственные услуги представляют собой получение определенных решений и разъяснений в области таможенного дела в интересах соблюдения заявителем установленных правил.

Например, при информировании и консультировании заинтересованное лицо получает необходимую информацию в области таможенного дела, которая позволяет ему правильно сориентироваться в тех или иных вопросах таможенного дела; принятие предварительного решения по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС позволяет участнику внешнеэкономической деятельности существенно упростить и ускорить проведение таможенного оформления и таможенного контроля.

СЗТУ оказываются следующие виды государственных услуг:

- по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с Административным регламентом Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утверждённым приказом ФТС России от 18.04.2012 № 760;

- по выдаче и отзыву квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям в соответствии с Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги выдачи и отзыва квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям, утверждённым приказом ФТС России от 08.11.2011 № 2263;

- по ведению реестра владельцев складов временного хранения в соответствии с Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра владельцев складов временного хранения, утверждённым приказом ФТС России от 18.11.2011 № 2355;

- по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов в соответствии с Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утверждённым приказом ФТС России от 09.06.2012 № 1128.

От соблюдения заявителями порядка обращения за предоставлением государственных услуг зависит скорость и качество предоставленной услуги. Ниже приведены типичные ошибки, допущенные заявителями при получении государственных услуг.

Нарушения, допускаемые участниками ВЭД

при обращении за предоставлением государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС

Норма права, которая была нарушена

Существо нарушения

Пункт 23.3 Административного регламента Федеральной таможенной службы и уполномоченных ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденного приказом ФТС России от 18.04. 2012 № 760 (далее в таблице – Административный регламент
№ 760)

Отсутствие в заявлении о принятии предварительного решения подписи руководителя (заместителя руководителя) организации, а так же заверения подписи оттиском печати организации

пункт 23.5 Административного регламента № 760

Отсутствие документального подтверждения права лица, подписавшего заявление о принятии предварительного решения, действовать от имени руководителя организации

пункт 4 статьи 53 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (далее по тексту - ТК ТС)

подпункт 135 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации: «Государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: за принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД – 5000 рублей»

При уплате государственной пошлины не учитывается, что предварительное решение принимается на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул и модификацию

Нарушения, допускаемые при обращении

за предоставлением государственной услуги по выдаче и отзыву квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям

Норма права, которая была нарушена

Существо нарушения

пункт 44 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги выдачи и отзыва квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям, утвержденного приказом ФТС России от 08.11.2011 № 2263 (далее в таблице – Административный регламент
№ 2263)

предоставление претендентом заявления для допуска к аттестации позднее, чем за 30 календарных дней до объявленной даты начала проведения экзамена

пункт 45 Административного регламента № 2263

непредоставление претендентом копии документа, подтверждающего регистрацию данного лица по месту пребывания, в случае подачи заявления в региональное таможенное управление по месту пребывания; заверенного в установленном порядке документа о высшем образовании; документа, подтверждающего изменения фамилии, имени, отчества (при его наличии), в виде оригинала или копии, заверенной в установленном порядке

пункт 71 Административного регламента № 2263

непредоставление специалистом по таможенным операциям копии документа, удостоверяющего личность, заверенной в установленном порядке; документа, подтверждающего изменения фамилии, имени, отчества (при его наличии), в виде оригинала или копии, заверенной в установленном порядке; оригинала ранее действующего квалификационного аттестата

пункт 84 Административного регламента № 2263

неисполнение специалистом по таможенным операциям обязанности каждые два года, следующего за годом получения квалификационного аттестата, проходить периодическое обучение по дополнительной профессиональной подготовке

пункты 87, 88 Административного регламента № 2263

непредоставление специалистом по таможенным операциям документов, подтверждающих прохождение обучения по программам повышения квалификации, не позднее 31 января календарного года, следующего за годом, в течение которого такое обучение было завершено

Нарушения, допускаемые участниками ВЭД

при обращении за предоставлением государственной услуги по ведению реестра владельцев складов временного хранения (далее- СВХ)

Норма права, которая была нарушена

Существо нарушения

подпункт 1 пункта 1 статьи 24 ТК ТС

отсутствие документов, подтверждающих право собственности, аренды помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве СВХ

пункт 8 статьи 28 ТК ТС

нарушение сроков информирования таможенных органов об изменении сведений, заявленных владельцем СВХ при включении в реестр владельцев СВХ

статья 74 Федерального закона от 27.11.2010 № 331-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

непредоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при осуществлении деятельности в качестве владельца СВХ

подпункт 3 статьи 26 ТК ТС

нарушение сроков представления в таможенные органы отчетности о товарах, находящихся на СВХ, представляет собой событие административного правонарушения, предусмотренного статьёй
16.15 КоАП России

подпункт 6 пункта 4 статьи 71 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

нахождение на территории СВХ объектов, не связанных с функционированием СВХ и обеспечением его работы

подпункт 10 пункта 4 статьи 71 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

отсутствие согласования типа и количества досмотровой рентгеновской техники с СЗТУ

Нарушения, допускаемые участниками ВЭД

при обращении за предоставлением государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела

Норма права, которая была нарушена

Существо нарушения

пункт 24 Административного регламента Федеральной таможенной службы, утверждённого приказом ФТС России от 09.06.2012 № 1128 (далее по тексту таблицы – Административный регламент№ 1128 )

несоблюдение требований к подтверждению полномочий при оказании государственной услуги в устной форме или при получении письменной консультации на руки (непредоставление документа, удостоверяющего личность; документа, подтверждающего полномочия лица, представляющего интересы юридического лица (в случае обращения за государственной услугой представителя юридического лица)

пункт 76 Административного регламента № 1128

несоблюдение требований к содержанию письменного запроса о предоставлении консультации, который должен содержать следующие сведения:

- наименование таможенного органа, в который обращается лицо;

- наименование юридического лица или фамилию и инициалы физического лица, желающего получить консультацию, с указанием полного почтового адреса такого лица;

- просьбу о предоставлении консультации со ссылкой на статью 11 Таможенного кодекса Таможенного союза и/или Административный регламент и содержание вопросов, по которым лицу необходима консультация;

- подпись лица

пункт 30 Административного регламента № 1128

Обращение за предоставлением государственной услуги предоставление государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, по которым услуга не оказывается, а именно:

- по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных органов;

- по запросам о причинах и основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения или несовершения действия (статья 50 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»);

- по жалобам лиц на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц (глава 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;

- по жалобам лиц на постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (КоАП России);

- по обращениям о подтверждении или о принятии решения об определении кода товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, страны происхождения товаров (статьи 108 и 111 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»);

- по обращениям о подтверждении или об определении таможенной стоимости (статья 112 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»);

- по обращениям об арифметическом исчислении сумм подлежащих уплате таможенных платежей в отношении конкретных товаров (статья 76 ТК ТС);

- по письменному запросу лица о заполнении таможенной декларации и иных документов, которые подлежат представлению таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза

Раздел 2. Совершение таможенных операций и осуществление таможенного контроля.

Одним из приоритетных направлений по взаимодействию таможенной службы Российской Федерации с бизнес-сообществом является работа по совершенствованию таможенных операций и процедур, направленная на минимизацию издержек участников внешнеэкономической деятельности.

Основным видом контроля, который осуществляют таможенные органы, является таможенный контроль. Статьёй 110 ТК ТС закреплено 12 форм таможенного контроля, которые образуют процессуальную форму осуществления контрольных мероприятий.

Формами таможенного контроля являются:

1) проверка документов и сведений;

2) устный опрос;

3) получение объяснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр;

6) таможенный досмотр;

7) личный таможенный досмотр;

8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

9) таможенный осмотр помещений и территорий;

10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

11) проверка системы учета товаров и отчетности;

12) таможенная проверка.

Каждую форму таможенного контроля можно рассматривать как самостоятельную административную процедуру, характеризующуюся специфическими задачами, особым предметом, порядком и методами проведения, совокупностью прав и обязанностей таможенных органов и проверяемых лиц.

Форма таможенного контроля предопределяет различный объем административных действий, совершаемых в процессе ее проведения, и, как следствие, различную детализацию ее правового регулирования. Основными направлениями таможенного контроля определены: контроль таможенной стоимости, контроль правильности классификации товаров, контроль определения страны происхождения. Данные направления определяются исходя из влияния на таможенное декларирование товаров в части основ начисления и уплаты таможенных платежей, а также запретов и ограничений, установленных нормами права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Ошибки, допускаемые участниками ВЭД при подаче таможенной декларации,

послужившие основанием для принятия решений об отказе в регистрации декларации на товары, об отказе в выпуске товаров

Норма права, которая была нарушена

Существо нарушения

подпункт 1 пункта 4 статьи 190 ТК ТС

таможенная декларация подана таможенному органу, не

правомочному регистрировать таможенные декларации

подпункт 2 пункта 4 статьи 190 ТК ТС

таможенная декларация подана неуполномоченным лицом

пункт 1 статьи 201 ТК ТС

подпункт 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС

в отношении товаров не уплачены таможенные платежи либо не предоставлено обеспечение их уплаты

пункт 1 статьи 201 ТК ТС,

подпункт 1 пункта 1 статьи 195 ТК ТС

таможенному органу не представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с ТК ТС, когда предоставление таких документов до выпуска товаров обязательно (например, при ввозе товаров, подлежащих обязательной оценке (подтверждению) соответствия, при ввозе товаров, внешнеэкономические операции с которыми подлежат лицензированию)

Ошибки, допускаемые участниками ВЭД при заявлении сведений о классификационном коде товаров по ТН ВЭД и стране происхождения товаров

Норма права, которая была нарушена

Существо нарушения

Раздел VI «Правила прямой поставки и непосредственной закупки» Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, применяемых в соответствии с Соглашением от 12.12.2008 между Правительствами РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан «О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран»

Заявление права на предоставление тарифных преференций при отсутствии факта прямой поставки и/или непосредственной закупки, непредставление документов, подтверждающих факт прямой поставки.

Раздел VII «Документальное свидетельство» Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, применяемых в соответствии с Соглашением от 12.12.2008 между Правительствами РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан «О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран»

представление таможенным органам в отношении декларируемых товаров сертификатов о происхождении товаров по форме «А», оформленных с нарушениями установленных требований к их оформлению и (или) заполнению

Нарушения, допущенные участниками ВЭД при заявлении сведений о таможенной стоимости товаров

Норма права, которая была нарушена

Существо нарушения

Раздел II Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров»;

Статья 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее по тексту таблицы – Соглашение)

недостоверное заявление сведений о структуре таможенной стоимости товаров, например, при условиях поставки EXW/FOB/FCA заполняются графы 17, 18, 19 ДТС-1, где предусмотрено раздельное указание услуг за транспортировку товаров, вознаграждение экспедитора, услуг, связанных с расходами по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой), производимых до места прибытия этих товаров на таможенную территорию Союза, а также услуг, связанных с расходами на страхование.

Вместе с тем, декларантом заполнение граф 17, 18, 19 ДТС-1 осуществляется не в соответствии с установленным порядком - все расходы указываются в графе 17 ДТС-1, в то время как если ДТС-1 заполняется на товары нескольких наименований, расходы из граф 17 и 18 распределяются между соответствующими товарами пропорционально их весу брутто, а из графы 19 расходы распределяются между соответствующими товарами пропорционально их стоимости, указанной в графе 12 ДТС-1;

либо часть расходов, понесенных обществом при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, в ДТС-1 не отражается – указываются только расходы на перевозку, однако вознаграждение экспедитору, сведения о погрузочно-разгрузочных работах, перегрузке товаров с одного транспортного средства на другое не указываются

Инструкция о порядке заполнения декларации на товары, утвержденная решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257; пункт 3 статьи 2 Соглашения

недостоверное указание сведений о валюте в графе 22 декларации на товары, а также недостоверное заявление сведений в графе 23 декларации на товары «курс валюты», которое влечёт заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров

Нарушения, допущенные участниками ВЭД при заявлении сведений, необходимых для ведения таможенной статистики

Норма права, которая была нарушена

Существо нарушения

пункт 2 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», абз. 2 пункта 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 (далее по тексту таблицы – Правила ведения статистики)

предоставление в таможенные органы на бумажном носителе статистических форм учета перемещения товаров (далее – статистическая форма), без системного номера, который формируется при подаче статистической формы установленным порядком. Такие статистические формы невозможно зарегистрировать в связи с отсутствием идентификационных признаков, а именно системного номера, в таком случае такая статистическая форма считается неподанной, как следствие, нарушение сроков предоставления в таможенный орган статистической формы является событием административного правонарушения по статье 19.7.13 КоАП России

абзац 2 пункта 6 Правил ведения статистики, приложение 2 к Правилам ведения статистики

в графе 10 статистической формы указываются несколько контрактов, или не указываются коммерческие документы по сделке, не указываются иные документы, имеющиеся у заявителя.

Раздел 3. Таможенный контроль после выпуска товаров

Таможенный контроль после выпуска товаров является неотъемлемым элементом единой системы таможенного контроля.

В соответствии со статьёй 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Согласно пункту 1 статьи 131 ТК ТС камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств - членов Таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности (пункт 1 статьи 132 ТК ТС).

По результатам таможенного контроля после выпуска товаров по фактам выявленных нарушений таможенными органами могут быть приняты следующие меры реагирования:

- принятие решения в области таможенного дела;

- доначисленние таможенных платежей;

- возбуждение дела об административном правонарушении или уголовного дела, а также штрафные санкции, наложенные и взысканные по делам об административных правонарушениях;

- иные (например, запрет на осуществление отдельных видов деятельности).

В 1 квартале 2017 году подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов Северо-Западного региона проведено 355 мероприятий таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе 205 таможенных проверок.

По результатам мероприятий таможенного контроля в 1 квартале 2017 года возбуждено 306 дел об административных правонарушениях, 43 уголовных дела, доначислено таможенных платежей, пеней и штрафов на сумму 537,14 млн. руб., взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на общую сумму 290,92 млн. руб.

Нарушения, совершённые участниками ВЭД, выявленные в ходе таможенных проверок

Норма права, которая была нарушена

Существо нарушения

статья 179 ТК ТС,

статья 203 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

недекларирование товаров, а именно ввоз товаров, сопряжённый с непредставлением таможенной декларации по установленной форме

пункт 4 статьи 65 ТК ТС, пункт 3 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»

заявление сведений об условиях внешнеэкономического контракта купли-продажи товаров, отличных от фактических, а именно, заявление сведений о предоставлении скидок при фактическом их отсутствии; предоставление при таможенном декларировании инвойсов, содержащих недействительные (фиктивные) сведения о стоимости товара

подпункт 2 пункт 1 статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»

заявление при таможенном декларировании сведений о стоимости сделки по внешнеэкономическому контракту купли-продажи товаров или иному возмездному договору с предоставлением документов, содержащих сведения о фиктивном предоставлении скидок, что свидетельствует о наличии зависимости цены сделки от условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено

статья 347 ТК ТС

занижение таможенной стоимости операций по переработке товаров вне таможенной территории, в том числе путем предоставления документов не в полном объеме, сокрытия сведений о проведении операций по переработке вне таможенной территории.

статьи 29, 30 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»,

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»

несоблюдение запретов и ограничений при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, выразившееся в отсутствии в декларации о соответствии сведений о протоколах испытаний, когда указание сведений о таких документах является обязательным; либо выразившееся в отсутствии у органа (организации), выдавшей декларацию о соответствии, полномочий на осуществление деятельности по подтверждению соответствия продукции как аккредитованного лица

Раздел 4. Функции таможенных органов при возбуждении дел об административных правонарушениях и проведении административного расследования

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП России) к полномочиям таможенных органов относится не только возбуждение дел об административных правонарушениях в области таможенного дела, но и рассмотрение дел об административных правонарушениях. Таможенные органы также вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, не относящиеся к таможенным правонарушениям (в области транспортного контроля, нарушения валютного законодательства, предпринимательской деятельности, правонарушения, посягающие на здоровье, общественную безопасность, общественный порядок).

Согласно КоАП России таможенные органы вправе составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.27 КоАП России (в части осуществления международных автомобильных перевозок грузов), статьей 11.29 КоАП России (в части осуществления международных автомобильных перевозок грузов), частями 1 - 6 статьи 12.21.1 КоАП России (в части осуществления международных автомобильных перевозок, за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 1 статьи 12.21.2 КоАП России (в части осуществления международных автомобильных перевозок опасных грузов без специального разрешения), частями 1 и 3 статьи 16.1 КоАП России, статьями 16.2 - 16.24, 19.7.13 КоАП России. А также составлять протоколы об административных правонарушениях по статьям 6.15, 6.16, 6.33, частью 1 статьи 7.12, частью 4 статьи 8.28.1, статьями 11.14, 11.15, 14.10, 14.50, частью 1 статьи 15.6, частью 2 статьи 15.7, статьями 15.8, 15.9, частью 2 статьи 16.1, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 1 статьи 19.26, частью 2 статьи 20.23 КоАП России.

Кроме того, с 18.04.2016 года Федеральная таможенная служба осуществляет функцию органа валютного контроля (постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.2016 № 300). В связи с этим таможенные органы Российской Федерации наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, возбужденных таможенными органами, налоговыми органами, органами прокуратуры по ч. 1, 4 – 6, 6.1 – 6.4 ст. 15.25 КоАП России по нарушениям, выявленным в отношении валютных операций, связанных с перемещением товаров через государственную границу Российской Федерации и таможенную границу ЕАЭС.

Отмечается увеличение общего количества возбуждаемых таможенными органами дел об административных правонарушениях, относящихся к компетенции таможенных органов. Всего за 1 квартал 2017 года таможнями Северо-Западного региона возбуждено 4443 дела об административном правонарушении, что на 9,89% больше, чем за АППГ;

- в отношении юридических лиц возбуждено 2213 дела об АП, что на 22,27% больше, чем за АППГ;

- в отношении физических лиц возбуждено 1991 дело об АП, что на 3,11% меньше, чем за АППГ;

- в отношении должностных лиц возбуждено 205 дел об АП, что на 42,36% больше, чем за АППГ;

- в отношении неустановленных лиц возбуждено 34 дела об АП, в АППГ – аналогичное количество.

За 1 квартал 2017 года таможенными органами региона:

- наложено штрафов на сумму 3 277 756,12 тыс. руб. (в АППГ – 2 133 277,02 тыс. руб.);

- конфисковано товаров на сумму 3 842 978,54 тыс. руб. (в АППГ – 220 468,20 тыс. руб.);

- взыскано штрафов на сумму 67 246,25 тыс. руб. (в АППГ – 58 603,74 тыс. руб.);

- сумма невзысканных штрафов составила 18 096 181,70 тыс. руб. (в АППГ – 703 873,08 тыс. руб.).

Таким образом, в сравнении с АППГ отмечается увеличение сумм наложенных штрафов на 53,65 %, а суммы конфискованных товаров в 17 раз.

Останавливаясь более подробно на таможенных правонарушениях необходимо отметить, что противоправным является:

Норма права

Типичные нарушения, послужившие поводом для возбуждения административных дел

статья 16.1 КоАП России

незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки

статья 16.2 КоАП России

недекларирование либо недостоверное декларирование товаров

статья 16.3 КоАП России

несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации

статья 16.4 КоАП России

недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

статья 16.5 КоАП России

нарушение режима зоны таможенного контроля

статья 16.6 КоАП России

непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы

статья 16.7 КоАП России

представление недействительных документов при совершении таможенных операций

статья 16.8 КоАП России

причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам

статья 16.9 КоАП России

недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них

статья 16.10 КоАП России

несоблюдение порядка таможенного транзита

статья 16.11 КоАП России

уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации

статья 16.12 КоАП России

несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений

статья 16.13 КоАП России

совершение грузовых или иных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, без разрешения или уведомления таможенного органа

статья 16.14 КоАП России

нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций

статья 16.15 КоАП России

непредставление в таможенный орган отчетности

статья 16.16 КоАП России

нарушение сроков временного хранения товаров

статья 16.17 КоАП России

представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации

статья 16.18 КоАП России

невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами

ст. 16.19 КоАП России

несоблюдение таможенной процедуры

ст. 16.20 КоАП России

незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо арестованными товарами

ст. 16.21 КоАП России

незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка

ст. 16.22 КоАП России

нарушение сроков уплаты таможенных платежей

ст. 16.23 КоАП России

незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела

ст.16.24 КоАП России

незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами

Следует обратить внимание, что субъектами административной ответственности по вышеуказанным статьям КоАП России могут быть не только юридические лица, но и должностные лица организаций.

Раздел 5. Функции таможенных органов по выявлению, пресечению и предварительному расследованию уголовных преступлений

В соответствии с положением статьи 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) таможенные органы являются органами дознания и обладают полномочиями по выявлению, пресечению и предварительному расследованию преступлений, отнесенных к исключительной компетенции таможенных органов, к которым относятся:

1) преступления, предусмотренные частями 1, 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ);

2) преступления, предусмотренные частью 1 статьи 200.1 УК РФ.

Одновременно, таможенные органы в соответствии с положением статьи 157 УПК РФ наделены полномочиями по выявлению, пресечению преступлений и возбуждению уголовных дел по признакам преступлений иных категорий, производство предварительного расследования по которым осуществляется в форме следствия, и проводить по ним неотложные следственные действия, после чего, не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, передавать в следственные органы для организации предварительного расследования по составам преступлений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 194 УК РФ, частью 2 статьи 200.1 УК РФ; статьей 173.1 УК РФ; статьей 173.2 УК РФ; 5 статьей 174 УК РФ; статьей 174.1 УК РФ; статьей 189 УК РФ; статьей 190 УК РФ; статьей 193 УК РФ; статьей 193.1 УК РФ; статьей 200.2 УК РФ; статьей 226.1 УК РФ; статьей 229.1 УК РФ.

За 1 квартал 2017 года в порядке ст. 144 УПК РФ дознавателями таможен Северо-Западного региона зарегистрировано 353 сообщения о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов (АППГ – 224). По результатам рассмотрения сообщений о преступлении возбуждено 200 уголовных дел (АППГ – 164), из них:

- по ст. 193 УК РФ – 12 уголовных дел (АППГ – 12);

- по ст. 193.1 УК РФ – 12 уголовных дел (АППГ – 14);

- по ст. 173.1 УК РФ – 6 уголовных дел (АППГ – 1);

- по ст. 173.2 УК РФ – 31 уголовное дело (АППГ – 6);

- по ст. 194 УК РФ – 57 уголовных дел (АППГ – 83);

- по ст. 200.2 УК РФ – 3 уголовных дела (АППГ – 3);

- по ст. 226.1 УК РФ – 57 уголовных дела (АППГ – 26);

- по ст. 229.1 УК РФ – 22 уголовных дела (АППГ – 16);

- по ст. 200.1 УК РФ – уголовные дела не возбуждались (АППГ – 3).

В отношении конкретных лиц таможнями Северо-Западного региона возбуждено 102 уголовных дел (АППГ - 67).

Результаты правоприменительной практики таможенных органов (обвинительные приговоры судебных органов, постановленные по результатах рассмотрения уголовных дел, оконченных составлением обвинительных актов (постановлений) дознавателями таможенных органов) показывают, что наиболее частыми способами совершения преступления, предусмотренного статьей 194 УК РФ, выразившегося в уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, являются:

Норма права

Типичные нарушения, повлекшие привлечение к уголовной ответственности

статья 194 УК РФ

уклонение от уплаты таможенных платежей при перемещении иностранных транспортных средств под видом российских транспортных средств

статья 194 УК РФ

уклонение от уплаты таможенных платежей, связанное с несоблюдением процедуры временного ввоза для личного пользования иностранных транспортных средств

статья 194 УК РФ

уклонение от уплаты таможенных платежей при перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС коммерческих партий товаров народного потребление, совершенное путем их недекларирования или перемещения таких партий товара под видом товаров для личного пользования с привлечением значительного круга физических лиц

статья 194 УК РФ

уклонение от уплаты таможенных платежей при перемещении через таможенную границу в рамках ЕврАзЭС товаров, относящихся к категории стратегически важных товаров

Раздел 6. Рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела как результат внесудебного урегулирования спора

Возможность досудебного (внесудеб­ного) урегулирования споров между участниками ВЭД с одной стороны и таможенными органами с другой стороны путем использо­вания механизма ведомственного об­жалования следует воспринимать как один из способов правовой защиты, имеющий ряд существенных преимуществ перед судебным обжало­ванием.

Во-первых, лицо, обратившееся с жалобой на решение, действие (без­действие) таможенного органа или его должностного лица, может отозвать ее в любой момент до принятия решения по жалобе либо подать ее повторно в пределах установленных сроков.

Во-вторых, жалоба рассматривается в строго установленные сроки. Жалоба на решение, дей­ствие (бездействие) таможенного орга­на или его должностного лица должна быть рассмотрена таможенным орга­ном в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указан­ную жалобу. При этом по решению та­моженного органа указанный срок мо­жет быть продлен, но не более чем на один месяц.

В-третьих, при подаче жалобы не требуется уплата заявите­лем госпошлины.

В-четвёртых, рассмотрение жалобы не требует личного участия (присутствия) лица, её подавшего, либо его представителя.

Практика рассмотрения таможенными органами Северо-Западного региона жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела за 1 квартал 2017 год следующая: общее количество поступивших жалоб составило 305, решения по существу приняты по 130 жалобам, в 108 случаях заявителям было отказано в принятии жалоб к рассмотрению по существу, 39 жалоб направлено по принадлежности в таможни региона для рассмотрения по существу, 28 жалоб отозвано заявителями.

В АППГ в таможенные органы Северо-Западного региона поступило 163 жалобы, решения по существу были приняты по 55 жалобам, по 65 жалобам были приняты решения об отказе в рассмотрении жалоб по существу, 39 жалоб направлено по принадлежности, 4 жалобы отозваны.

Таким образом, в первом квартале 2017 года по сравнению с первым кварталом 2016 года практически в 2 раза увеличилось количество поступивших и рассмотренных по существу жалоб, в 1,5 раза увеличилось количество принимаемых решений об отказе в рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействия) в области таможенного дела по существу. Количество направляемых жалоб по принадлежности осталось на прежнем уровне.

Ошибки, допускаемые участниками ВЭД

при подаче жалоб на решение, действие (бездействие) в области таможенного дела, являющиеся основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы по существу

Норма права, которая была нарушена

Существо нарушения

статья 40, статья 41, пункт 1 части 1 статьи 44 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено, например, в случаях доведения до лица решения по таможенной стоимости товара путём направления авторизованного сообщения в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов

часть 2 статьи 37, пункт 3 части 1 статьи 44 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

одновременная подача жалобы аналогичного содержания в таможенный орган и суд (арбитражный суд)

статья 39, пункт 5 части 1 статьи 44 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

неподтверждение полномочий лица, подавшего жалобу, а именно не представление уставных и учредительных документов, приказов о назначении на должность лица, подписавшего жалобу, выписок из ЕГРЮЛ; отсутствие в доверенности уполномоченных лиц права на обжалование решений, принятых в сфере таможенного дела

статья 36, пункт 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

жалоба подана лицом, права, свободы или законные интересы которого обжалуемым решением, действием (бездействием) не были затронуты, например, обжалование таможенным представителем решения таможенного органа об определении классификационного кода товара в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД ЕАЭС, выданного декларанту

статья 36, пункт 7 части 1 статьи 44 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

предметом жалобы является акт (документ) таможенного органа или его должностного лица, не являющийся решением в области таможенного дела, например, акт по результатам таможенной проверки

статья 36, пункт 9 части 1 статьи 44 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

отсутствует предмет обжалования, то есть факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился

Раздел 7. Результаты рассмотрения судебных споров

За 1 квартал 2017 года в суды было подано 196 заявлений, что в 1,2 раза меньше, чем в 1 квартале 2016 года (231 заявление).

Основными категориями споров в 1 квартале 2017 года по искам (заявлениям), поданным таможенными органами, являются споры о признании имущества бесхозяйным, споры о взыскании таможенных платежей, пени.

Основными категориями споров в 1 квартале 2017 года по искам к таможенным органам являются споры по делам об административных правонарушениях, об оспаривании решений таможенных органов по корректировке таможенной стоимости товаров, по классификации товаров, об оспаривании решений таможенных органов об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей

В 1 квартале 2017 года рассмотрено 215 дел по заявлениям таможенных органов, из них 185 - в пользу таможенных органов (86,1 %), 30 – не в пользу таможенных органов (13,9 %). Количество рассмотренных дел примерно соответствует количеству дел, рассмотренных в 1 квартале 2016 года (218 дел) и в 4 квартале 2016 года (221 дело).

В 1 квартале 2017 года рассмотрено 651 дел по искам к таможенным органам, из них 351 – не в пользу таможенных органов (53,9 %). В аналогичном периоде 2016 года рассмотрено 404 дела, из них 232 - не в пользу (57,4 %).

Нарушения, допущенные участниками ВЭД при совершении таможенных операций, явившиеся предметом пересмотра в судебном порядке

Норма права, которая была нарушена

Существо нарушения

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 № 147 «О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок».

Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331 «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки»

несоблюдение условия полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, выразившееся в использовании транспортных средств международной перевозки, помещённых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), для осуществления внутренних перевозок

пункты 16, 17 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 191

к расходам, которые произведены покупателем и по смыслу пункта 17 Правил должны быть добавлены (при определении таможенной стоимости этих товаров по стоимости сделки с ними) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, не добавлены расходы покупателя по оплате таможенной пошлины, что свидетельствует о заявлении недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, помещённых под таможенную процедуру экспорта

статья 201 ТК ТС

подпункт 3 пункт 1 статьи 195 ТК ТС

подпункт 1, 3 пункта 2 статьи 197 ТК ТС

пункт 2 статьи 69 ТК ТС

непредоставление уполномоченным экономическим оператором обеспечения уплаты таможенных платежей при принятии решения о проведении дополнительной проверки сведений о заявленной таможенной стоимости товара, повлекшее отказ в выпуске товаров

подпункт 7 пункта 1 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»

при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, не добавлены лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары