Сегодня 30 марта 2017 года
Для слабовидящих

Главное меню

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

customs-tv

Александр Николаевич Степанов и Сергей Григорьевич Дворниченко: 20 лет спустя

В канун торжественной даты начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля Александр Николаевич Степанов еще раз просмотрит архивные материалы своего родного таможенного поста, перелистает страницы альбомов с фотографиями «давно минувших дней», за чашкой чая вспомнит с коллегами, как все начиналось на Печорской земле более 20 лет назад.

С января 1992 года на приграничной земле начинает свою работу железнодорожный пункт пропуска на станции Печоры-Псковские.

Таможенный пост ЖДПП Печоры-Псковские создан приказом ГТК России от 10 января 1996 года № 12, а приказом ГТК России от 26 июня 2001 года № 616 внесено изменение в название поста. Так что должностные лица таможенного поста ЖДПП Печоры-Псковские в январе 2016 года - юбиляры.

«На территории станции Печоры – Псковские установили вагончик «домик лесника», там мы и начинали свою службу. С начальником таможенного поста Завидовой Натальей Михайловной вечерами рисовали «дом своей мечты». Именно – дом. Ведь на работе мы проводим достаточно времени, а для нас коллектив таможенного поста всегда являлся семьей», - вспоминает Степанов Александр Николаевич.

В 2002 году Октябрьская железная дорога полностью за счет собственных средств начала строительство нового административного здания, в котором были спроектированы помещения для пограничной, таможенной и других контролирующих служб. В проекте были учтены и предложения таможенных «мечтателей». Так их мечта становилась былью.

Уже в июне 2003 года здание было сдано в эксплуатацию, и с этого момента пограничный железнодорожный пункт пропуска стал примером для других регионов страны. Печоры-Псковские стали своего рода учебной базой для работников железной дороги по вопросам осуществления взаимодействия со всеми службами на границе, в том числе, и с таможенной. С целью обмена опытом здесь проходили подготовку специалисты-железнодорожники всех приграничных регионов России.

«Сейчас уже и не вспоминаем те условия, в которых мы осуществляли таможенный контроль 20 лет назад. А молодым сотрудникам знать об этом надо, чтобы ценили свое рабочее место», - продолжает собеседник.

fhjfh

«Громкое дело»

Они и сегодня работают вместе. Степанов Александр Николаевич и Дворниченко Сергей Григорьевич.

Практически в одно и то же время, 23 с половиной года назад пришли они устраиваться на работу в Печорскую таможню. На службу их приняли, там они и познакомились, и все эти годы они в строю, плечом к плечу.

В те, кажущиеся далекими 90е годы, из России вывозились килограммами, центнерами и тоннами различные товары народного потребления. Кофе, икра, сигареты, шоколад, вино-водочные изделия, электротовары, драгоценные металлы постоянно изымались у контрабандистов. Многие не чурались вывоза картин, икон в скрытых в различных технологических полостях, потолочных пространствах пассажирских железнодорожных вагонов.

1993 год. Заступили на смену. В те годы таможенники проводили таможенный контроль 14 пассажирских поездов, на один состав отводился 1 час. Пассажирский поезд, сообщением Санкт-Петербург-Рига. Все, как обычно. Зашли в поезд с разных сторон. В одном из вагонов встретились, как раз у служебного помещения проводника. Внимание обоих привлек один из многих большой мешок с постельным бельем. Только один мешок почему-то оказался опломбированным. Попросили проводницу вскрыть мешок. Она ответила, что вскрывать мешок категорически запрещено по причине опломбирования специальной железнодорожной пломбой. Эта ситуация еще больше заинтересовала Дворниченко и Степанова. Мешок вскрыли, пачки с бельем вынимали и складывали рядом. Дошли до середины мешка, и тут обнаружили сумку. Когда открывали сумку, даже мысли не промелькнуло, что в ней могут оказаться наркотики. Вскрыв, обнаружили пакеты со специфическим темным веществом. В последствие, детально вспоминая каждую минуту этой смены, перед глазами Александра Николаевича и Сергея Григорьевича всплывали эпизоды боевика. Долго не верилось, что они стали не просто участниками этой громкой истории, а что называется, настоящими ее героями. Сослуживцы до этого эпизода никогда не видели наркотические вещества. О своей находке сразу доложили Андрею Геннадьевичу Васильеву, в те годы заместителю начальника таможни по правоохранительной деятельности Печорской таможни, а ныне начальнику Себежской таможни. Как сложилась дальнейшая судьба молодой проводницы наши герои не знают. Помнят лишь, что через несколько дней, когда проводница отправилась в очередной рейс в Россию, ее уже ждали на станции «Печоры-Псковские» сотрудники МВД России. Экспертиза тогда показала, что в пакетах было упаковано 8,5 килограммов марихуаны. А 26-летняя контрабандистка по решению суда отправилась в места лишения свободы.

Александра Николаевича и Сергея Григорьевича за это обнаружение наркотических веществ наградили грамотами ГТК России и приличной, по тем временам, денежной премией. Это было первое выявление незаконного перемещения наркотических средств через границу в Печорской таможне.

Через год коллеги в ящике–холодильнике купейного вагона обнаружили 6 килограммов марихуаны. На счету слаженного тандема и обнаруженные пистолеты с патронами, которые незаконно пытались ввезти в Российскую Федерацию.

«Грузовое направление»

В 1997 году российско-эстонскую границу через станцию «Печоры-Псковские» пересек последний пассажирский поезд.

Сегодня на таможенном посту в основном таможенному контролю подвергаются товары, перемещаемые в контейнерах и железнодорожных цистернах. Для проведения полноценного контроля со стороны таможенников имеются доступные технические средства таможенного контроля. На железнодорожной станции функционируют весы, любой контейнер можно взвесить. Вскрывается контейнер в отдельных и особых случаях. Нарушений таможенного законодательства выявляется не много.

В 2001 году таможенники пресекли канал незаконного вывоза нефтепродуктов из Татарстана после режима переработки на таможенной территории. Смысл заключался в том, что на территорию России ввозили газовый конденсат на переработку, а вывозили высокооктановый бензин не из газового конденсата. Фактически это был уход от таможенных платежей в крупном размере.

Наши в Америке

На рабочем столе Александра Николаевича лежит уже изрядно потертая книжка. Это память о поездке в США по обмену опытом и настольный справочник различных вспомогательных хитростей настоящих таможенников. Ведь таможенник – он и в Африке – таможенник!

Та памятная поездка состоялась в 2007 году. Александр Николаевич в составе делегации ФТС России несколько дней знакомился с работой американских таможенников на американо-мексиканской границе. Больше всего тогда Степанова поразило техническое оснащение таможни и электронное взаимодействие всех служб. Сейчас и у нас таможенные органы широкими шагами двигаются к электронной таможне. А таможенными средствами таможенного контроля мы тоже можем некоторых удивить. Александр Николаевич тогда делился своим опытом, но, пожалуй, с большим интересом все-таки изучал опыт принимающей стороны. Поэтому и книжка вся в закладках и пометках. Тонкостям поиска наркотических веществ, обнаружению контрабандных товаров и нелегалов обучают таможенников в США не лучше нашего. Но опыт у них будет побольше. Ведь самые лучшие знания в этом вопросе приобретаются не только из теории, но и подкрепляются ежедневной практикой. А на американо-мексиканской границе практики такой хватает.

«Методичкой пользуетесь?- интересуюсь, разглядывая книгу с фотографиями и снимками. «Конечно. Зачем изобретать велосипед, если его уже изобрели до нас. А вот усовершенствовать его, внести свои дополнения и изменения в конструктив, учитывая наши погодные условия и особенности местного ландшафта, можно и нужно», - парирует Александр Николаевич. Вот такая аллегория!

Своими знаниями и опытом Степанов и Дворниченко щедро делятся с молодыми таможенниками. Через 20 лет о своих успехах расскажут нам уже другие состоявшиеся специалисты таможенного дела. И обязательно вспомнят своих наставников, тех, кто с первых дней существования таможенного поста верой и правдой служили Отечеству.

dfkh