Сегодня 17 октября 2017 года
Для слабовидящих

Главное меню

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

customs-tv

11_09_ban

Ведомственное обжалование. Типичные ошибки, допускаемые лицами при подаче жалобы в таможенные органы

PDFПечатьE-mail

Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности и обеспечение их права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц являются одними из основных принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Рассмотрение жалоб в области таможенного дела является одним из направлений деятельности таможенных органов, которая неразрывно связана с контролем за соблюдением таможенными органами и их должностными лицами законности при принятии решений и совершении действий (бездействия) в связи с выполнением задач и функций таможенных органов.

Правовая регламентация порядка подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, поданных на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела, установлена главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании), согласно которой решения, действия (бездействие) таможенных органов могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд.

Обжалование в ведомственном порядке в вышестоящие таможенные органы имеет свои преимущества. В этом случае подавшее жалобу лицо имеет возможность более оперативно получить ответ на свое обращение. В отличие от сроков рассмотрения жалоб в судах, таможенные органы должны рассмотреть жалобу и принять по ней решение в течение месяца, в редких случаях данный срок может быть продлен еще на один месяц. Следует отметить, что при обращении в суд уплачивается государственная пошлина, чего не требуется при рассмотрении жалобы таможенными органами.

Обращает на себя внимание и тот факт, что реализация принятого вышестоящим таможенным органом решения об удовлетворении жалобы, в отличие от судебного, должна быть совершена таможенным органом, чье решение признано неправомерным, в течение 10 дней со дня поступления данного решения в таможенный орган, если в указанном решении не установлен иной срок для его совершения. Вышестоящий таможенный орган осуществляет контроль за исполнением своих решений. Решение суда исполняется таможенным органом после его вступления в законную силу.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган. Жалоба может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуется. Жалоба подается в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. В случае пропуска срока на обжалование по уважительным причинам, указанный срок может быть восстановлен по заявлению лица, обратившегося с жалобой.

Следует отметить, что жалоба подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, чьи права нарушены, или его представителем собственноручно.

Полномочия законных представителей подтверждаются документами, удостоверяющими их статус и полномочия. Организации участвуют в обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица через свои органы, действующие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае, если жалоба подается представителем, к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие его полномочия.

Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций, подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.

Для подтверждения полномочий руководителя организации, действующего от имени организации, представляются следующие документы:

- документы, удостоверяющие его служебное положение, - приказ о назначении на должность либо решение участников организации (общества) или выписка из ЕГРЮЛ с отметкой налогового органа о ее выдаче со сроком давности не более года;

- учредительные документы - копия устава организации, зарегистрированного в налоговом органе, в качестве иных документов - учредительный договор и др.

Документы, подтверждающие полномочия руководителя или представителя организации, должны быть приложены к жалобе и представлены либо в оригинале, либо надлежащим образом заверенных копиях. Допускается представление выписки из устава, содержащей необходимые для подтверждения полномочий сведения, заверенной печатью организации.

Обращает на себя внимание тот факт, что участники ВЭД, подавая жалобу, зачастую совершают одну и ту же ошибку: не представляют данные документы, указывая на то обстоятельство, что документы, подтверждающие полномочия руководителя организации, ранее в таможенный орган уже представлялись при таможенном декларировании товаров.

Однако данный вывод ошибочен, поскольку подача таможенной декларации и подача жалобы - отдельные процедуры, Таможенным кодексом Таможенного Союза и Законом о таможенном регулировании предусмотрено, что подтверждение полномочий необходимо как при таможенном декларировании, так и при процедуре ведомственного обжалования.

Необходимо учитывать, что в рассмотрении жалобы, поданной лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном Законом о таможенном регулировании, должно быть отказано.

И это наиболее часто встречаемое основание для оставления жалобы без рассмотрения.

В меньшей степени в рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела отказывается в связи с несоблюдением требований, предъявляемых к форме и содержанию жалобы, а также в связи с принятием судом к рассмотрению жалобы аналогичного содержания.

Надеемся, что приведенная в данной статье информация об ошибках, допускаемых при ведомственном обжаловании, будут учтены заинтересованными лицами при подаче жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела в таможенные органы.

Отдел рассмотрения жалоб в области таможенного дела правовой службы

Северо-Западного таможенного управления