Сегодня 25 июля 2017 года
Для слабовидящих

Главное меню

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

customs-tv

ОБЗОР нарушений, указанных в актах прокурорского реагирования транспортных прокуратур Северо-Западного региона по результатам проверок сведений о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера, представленных федеральными государственными служащими таможенных органов СЗТУ за 2013 год

PDFПечатьE-mail

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статьей 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 (далее – Положение, утвержденное Указом Президента от 18 мая 2009 г. № 559), должностные лица таможенных органов Северо-Западного таможенного управления (далее – СЗТУ) обязаны ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, предоставлять начальнику соответствующего таможенного органа сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи (далее – сведения о доходах).

В 2014 году Северо-Западной транспортной прокуратурой, а также транспортными прокуратурами, входящими в ее состав (далее – транспортные прокуратуры) вынесено 12 Представлений, касающихся предоставления должностными лицами таможенных органов СЗТУ сведений о доходах, с признаками неполноты и (или) недостоверности.

Неполные сведения – неуказание в справках о доходах имущества, доходов, обязательств, иных сведений, подлежащих внесению в справки в соответствии с утвержденной формой (например, неуказание имеющихся иных доходов, недвижимого имущества, транспортных средств, акций, ценных бумаг, обязательств).

Недостоверные сведения – несоответствие указанных в справках о доходах характеристик имущества и обязательств (размер дохода, недвижимого имущества и обязательств, а также иные характеристики) правоустанавливающим, регистрационным и иным установленным законодательством видам документов или фактическим обстоятельствам (например, уменьшение размера дохода, площади жилого помещения, земельного участка, неверное указание места работы супруга, оснований пользования недвижимым имуществом).

Нарушения, допущенные должностными лицами таможенных органов СЗТУ при заполнении справок о доходах за 2013 год можно разделить на несколько обобщенных групп:

I. Нарушения, выразившиеся в предоставлении неполных и (или) недостоверных сведений о доходах (раздел «Сведения о доходах» справки о доходах).

1. В соответствии с методическими рекомендациями по заполнению гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в таможенных органах Российской Федерации, и федеральными государственными служащими таможенных органов Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, направленными письмом ФТС России от 14 декабря 2012 г. № 01-11/62551 (далее – методические рекомендации, направленные письмом ФТС России от 14 декабря 2012 г. № 01-11/62551) в разделе «Сведения о доходах» справки о доходах указываются все виды доходов, подлежащих и не подлежащих налогообложению, полученных за отчетный период от всех источников в Российской Федерации и за ее пределами (при их наличии).

Не смотря на то, что в вышеуказанных методических рекомендациях ФТС России достаточно полно и подробно расписаны виды доходов, которые необходимо отражать в справках о доходах, некоторые должностные лица таможен СЗТУ не отразили сведения о доходах, полученных от:

- акционерных обществ, в качестве дивидендов;

- кредитных организаций по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;

- юридических лиц по договорам гражданско-правового характера;

- фонда социального страхования Российской Федерации;

- продажи движимого имущества (автомобилей);

- от предоставления займов юридическим и физическим лицам.

За данные нарушения при предоставлении сведений о доходах к должностным лицам были применены меры юридического воздействия – объявлены различные взыскания (замечания, выговоры). Одно должностное лицо уволено со службы в таможенных органах.

2. Транспортной прокуратурой был выявлен случай, когда должностное лицо указало в справке о доходах члена семьи сведения о доходах (денежных средствах) полученных от самого должностного лица.

В соответствии с методическими рекомендации, направленные письмом ФТС России от 14 декабря 2012 г. № 01-11/62551 доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.

II. Нарушения, выразившиеся в предоставлении неполных и (или) недостоверных сведений о недвижимом имуществе (таблица Недвижимое имущество» раздела «Сведения об имуществе» справки о доходах). В соответствии с методическими рекомендациями, направленными письмом ФТС России от 14 декабря 2012 г. № 01-11/62551 в данной таблице справки о доходах указываются сведения о недвижимом имуществе (земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иное недвижимое имущество), находящемся в собственности.

1. В представлениях транспортных прокуратур отмечается, что некоторыми должностными лицами таможенных органов СЗТУ, в собственности которых находятся индивидуальные дома, в справках о доходах, не указанны сведения о правах (собственность, пользование) на земельный участок на котором возведено данное строение.

В соответствии с частью 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

В соответствии со статьей 273 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.

2. В столбце 3 таблицы «Недвижимое имущество» справки о доходах указывается вид собственности (индивидуальная, совместная, долевая).

Должностные лица таможенных органов СЗТУ не всегда правильно указываю вид собственности, совершая ошибки при определении вида общей собственности – совместной или долевой.

Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Для совместной собственности указываются иные лица (Ф.И.О. или наименование), в собственности которых находится имущество; для долевой собственности указывается только доля федерального государственного служащего, который представляет сведения.

3. В столбце 5 таблицы «Недвижимое имущество» раздела «Сведения об имуществе» справки о доходах, указываются площадь (кв. м) недвижимого имущества. Данная информация указывается согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности (иным правоустанавливающим документам). При наличии общей собственности в столбце 5 указывается общая площадь недвижимого имущества, а не жилая или иная его часть (площадь доли).

Несмотря на данные требования, значительное число должностных лиц таможенных органов СЗТУ указывают площадь только принадлежащей им доли недвижимого имущества.

Также, должностные лица указывают площадь недвижимого имущества «приблизительно». В своих пояснениях данные должностные лица ссылаются на информацию, полученную от родственников, из квитанций оплаты коммунальных услуг, договоров купли-продажи и т.п.

В соответствии с формой справки о доходах, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 (в ред. действ. до 01 января 2015 г.), информация о площади недвижимого имущества, в столбце 5 таблицы 2.1. раздела 2 справки о доходах указывается только в квадратных метрах.

В соответствии с действующей на настоящий момент формой справки о доходах, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (далее – Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460), информация о площади недвижимого имущества, также указывается только в квадратных метрах. Указание других единиц измерения площади (акры, сотки, гектары и т.п.) не допустимо.

Как отмечено в методических рекомендациях, направленных письмом ФТС России от 14 декабря 2012 г. № 01-11/62551 информация о размере площади указывается цифрами до второго знака после запятой.

III. Нарушения, выразившиеся в предоставлении неполных и (или) недостоверных сведений о движимом имуществе (таблица «Транспортные средства» раздела «Сведения об имуществе» справки о доходах).

В соответствии с методическими рекомендациями, направленными письмом ФТС России от 14 декабря 2012 г. № 01-11/62551, в данной таблице указываются сведения о транспортных средствах, находящихся в собственности: легковые и грузовые автомобили, автоприцепы, мототранспортные средства, сельскохозяйственная техника, водный, воздушный транспорт и иные транспортные средства.

Из представлений транспортных прокуратур следует, что должностные лица таможенных органов в справках о доходах, не указывали сведения об автомобилях (мотоциклах), проданных по доверенности.

В связи с тем, что данные транспортные средства на 31 декабря 2013 г. были зарегистрированы за должностными лицами таможен СЗТУ, они были обязаны указать сведения о данных транспортных средствах в таблице «Транспортные средства» раздела «Сведения об имуществе» справок о доходах.

Также должностные лица таможенных органов ошибочно не указывают сведения о водных транспортных средствах (гребные лодки, моторные лодки с подвесными двигателями и т.д.), которые были зарегистрированы в Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

IV. Нарушения, выразившиеся в предоставлении неполных и (или) недостоверных сведений о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях (раздел «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» справки о доходах).

В соответствии с методическими рекомендациями, направленными письмом ФТС России от 14 декабря 2012 г. № 01-11/62551, указывая в данном разделе справок о доходах сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях, следует отражать все счета, включая счета для начисления заработной платы, пенсионные и т. п., в том числе на которых денежные средства на конец отчетного периода отсутствовали или имелся отрицательный остаток, а также кредитные, ссудные и иные счета, так как законом не ограничен перечень видов и целей открытия счетов в банках.

1. В ходе проведения проверок установлены должностные лица, которые совсем не указали сведения о наличие банковского счета. За данные нарушения при предоставлении сведений о доходах к должностным лицам были применены меры юридического воздействия – объявлены взыскания (замечания).

2. В основном же должностные лица таможен СЗТУ не указывают полные реквизиты счетов в банках и иных кредитных организациях (наименование и адрес банка, вид и валюта счета, дата открытия счета, номер счета).

Следует отметить, что в вышеуказанных методических рекомендациях ФТС России полно и всесторонне отражен порядок заполнения сведений о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях.

Таким образом, данные нарушения при предоставлении сведений о доходах обусловлены в первую очередь личной невнимательностью и недисциплинированностью должностных лиц, предоставляющих недостоверные (неполные) сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях.

При заполнении справок о доходах в 2015 и последующих годах следует обратить внимание на следующее:

В соответствии с методическими рекомендациями, направленными письмом ФТС России от 14 декабря 2012 г. № 01-11/62551, вид счета указывается согласно пункту 2.1 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-и «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)».

В настоящий момент данная инструкция Банка России утратила силу, в связи с изданием Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-и «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».

3. В соответствии с формой справки о доходах, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 (в ред. действ. до 01 января 2015 г.), информация об остатке на счете указывается только в рублях.

В соответствии с действующей формой справки о доходах, утвержденной Указом Президента от 23 июня 2014 г. № 460, информация об остатке на счете также указывается только в рублях.

Указание остатка на счете в других валютах, либо в драгоценных металлах (металлический счет) недопустимо.

V. Нарушения, выразившиеся в предоставлении неполных и (или) недостоверных сведений об объектах имущества, находящихся в пользовании (таблица «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» раздела «Сведения об обязательствах имущественного характера»).

В соответствии с методическими рекомендациями, направленными письмом ФТС России от 14 декабря 2012 г. № 01-11/62551 сведения, представляемые в указанном подразделе, касаются объектов недвижимого имущества, находящегося в пользовании. Пользование – употребление, применение, использование вещей в соответствии с их предназначением, извлечение из имущества полезных свойств, выгоды, получение доходов.

В представлениях транспортных прокуратур отмечается, что если на титульном листе справки о доходах указан адрес места проживания и (или) адрес места регистрации, то сведения о данной комнате, квартире, доме и т.п. должны быть указанны, либо в таблице «недвижимое имущество» раздела «Сведения об имуществе» либо в таблице «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» раздела «Сведения об обязательствах имущественного характера» справок о доходах.

Некоторые должностные лица таможенных органов СЗТУ данную информацию не отразили ни в одной из перечисленных таблиц. В своих объяснениях данные должностные лица пояснили, что они не обладают имущественными правами на данные объекты недвижимости, у них отсутствуют документы, подтверждающие предоставление в пользование данного имущества и т.п.

В случае фактического проживания гражданина, федерального государственного служащего или членов их семей на жилой площади, не принадлежащей им на праве собственности и без заключения договора аренды, безвозмездного пользования или социального найма, в таблице «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» раздела «Сведения об обязательствах имущественного характера» необходимо указывать сведения о таком недвижимом имуществе как о находящемся в пользовании.

В соответствии с методическими рекомендациями, направленными письмом ФТС России от 14 декабря 2012 г. № 01-11/62551, указанная запись вносится в данную таблицу в случае, если федеральный государственный служащий или члены его семьи зарегистрированы на жилой площади, не принадлежащей им на праве собственности по состоянию на отчетную дату, и (или) фактически проживают на ней, не являясь нанимателями жилого помещения.

VI. Нарушения, выразившиеся в предоставлении неполных и (или) недостоверных сведений о срочных обязательства финансового характера (таблица «Прочие обязательства / срочные обязательства финансового характера» раздела «Сведения об обязательствах имущественного характера»).

Из представления транспортной прокуратуры следует, что должностными лицами в данном разделе справок о доходах не указаны сведения о процентном займе, предоставленном федеральным государственным служащим юридическому лицу.

В соответствии с формой справки о доходах, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 (в ред. действ. до 01 января 2015 г.), в данной таблице справки о доходах указывается, в том числе и займы, предоставленные федеральными государственными служащими третьим лицам.

В соответствии с формой справки о доходах, утвержденной Указом Президента от 23 июня 2014 г. № 460, в таблице «Срочные обязательства финансового характера» раздела «Сведения об обязательствах имущественного характера» указывается, в том числе и займы, кредитором или должником по которым является федеральный государственный служащий.

В соответствии с частью 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа).

Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Также должностные лица таможенных органов СЗТУ при заполнении справок о доходах, продолжают совершать различные «технические ошибки»:

- не указывается должность и (или) место службы (работы) федерального государственного служащего или члена его семьи;

- не указывается дата рождения федерального государственного служащего или члена его семьи;

- полностью не указывается, либо указывается неверно период, за который подается справка о доходах;

- неверно указывается адрес нахождения недвижимого имущества.

Должностным лицам следует учитывать, что в случае невозможности представления сведений о доходах на себя, своих супругов и несовершеннолетних детей им необходимо обратиться с соответствующем заявлением в комиссию таможенного органа по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (соответствующую аттестационную комиссию).

По результатам анализа представлений транспортных прокуратур проверочных мероприятий, проведенных на их основании, можно сделать следующие ВЫВОДЫ:

1. Значительное число нарушений при предоставлении сведений о доходах были допущены из-за личной невнимательности должностных лиц при заполнении справок о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера на себя и на членов своих семей.

2. Данных нарушений можно было избежать, если бы должностные лица строго руководствовались методическими рекомендациями по заполнению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, направленными письмом ФТС России от 14 декабря 2012 г. № 01-11/62551.

В целях соблюдения должностными лицами таможенных органов обязанностей, установленных федеральными законами предлагаю поручить заместителям начальника СЗТУ, начальникам служб, начальникам отделов непосредственного подчинения и начальникам таможен СЗТУ;

1. Организовать и обеспечить ознакомление, подчиненных должностных лиц с данным Обзором.

2. Добавить в планы профессиональной учебы подчиненных структурных подразделений на первый квартал 2015 года изучение Федерального закона от 03 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (в последней действующей редакции), Указа Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 и методические рекомендации, направленные письмом ФТС России от 14 декабря 2012 г. № 01-11/62551, с принятием зачетов.

3. Отчет о проделанной работе предоставить в кадровую службу СЗТУ не позднее 20 февраля 2015 г.