Сегодня 30 марта 2017 года
Для слабовидящих

Главное меню

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

customs-tv

Реализация механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе в таможенных органах Северо-Западного таможенного управления

PDFПечатьE-mail

I. Введение

В соответствии со статьёй 10 Федерального закона Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) и статьёй 19 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), под конфликтом интересов на государственной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами, законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью государственного служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя, членов своей семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 79-ФЗ, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Лица, указанные в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 79-ФЗ, включают в себя: родителей, супругов, детей, братьев, сестер, а также братьев, сестер, родителей, детей супругов и супругов детей.

Федеральным законом от 25.12.2008 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" в целях установления единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в государственных органах, внесено дополнение в Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ).

Статьёй 7.1 Федерального закона № 114-ФЗ определено, что на сотрудника таможенного органа распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона № 79-ФЗ, за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению сотрудником таможенного органа обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

II. Требования законодательства об урегулировании конфликта интересов

В основе организации работы по урегулированию конфликта интересов на государственной службе лежит обеспечение исполнения должностными лицами таможенных органов обязанностей, предусмотренных статьёй 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ.

С целью недопущения любой возможности возникновения конфликта интересов государственный служащий обязан:

1) письменно сообщать представителю нанимателя и непосредственному руководителю о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов (п. 12 ч. 1 ст. 15, ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 79-ФЗ, ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ);

2) принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона №79-ФЗ, ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ).

Государственному служащему следует пользоваться самоотводом (а представителю нанимателя – отводом служащего) для недопущения конфликта интересов (ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ). Например, самоотвод может быть выполнен путем отказа государственного служащего от рассмотрения обращения гражданина, от проведения проверки, от принятия решения в ходе заседания коллегиального органа, если при совершении таких действий может возникнуть личная заинтересованность. Непосредственному руководителю и представителю нанимателя следует в таких случаях обеспечивать отвод государственного служащего.

Для представителя нанимателя установлена обязанность принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в случае, когда ему стало известно о личной заинтересованности государственного служащего, которая может привести к конфликту интересов (часть 4 статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ, часть 3 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ). В целях исполнения данного требования об урегулировании конфликта интересов представитель нанимателя вправе:

-усилить контроль за исполнением государственным служащим его должностных обязанностей;

-исключить возможность участия государственного служащего в принятии решений по вопросам, с которыми связан конфликт интересов;

-предложить государственному служащему отказаться от выгоды, являющейся причиной возникновения конфликта интересов;

-отстранить государственного служащего от замещаемой должности в установленном порядке на период урегулирования конфликта интересов;

-изменить должностное или служебное положение государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов;

-принять иные меры по предложению служащего или комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Представителю нанимателя наряду с изменением должностного или служебного положения служащего необходимо:

-в полной мере использовать механизм проверок, предусмотренный Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065. В частности, в тех ситуациях, когда требуется осуществить проверочные мероприятия в отношении соблюдения государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ.

-активнее привлекать созданные в таможенных органах комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационные комиссии - в отношении сотрудников) (далее – комиссия по урегулированию конфликта интересов, Аттестационная комиссия) для выработки мер по предотвращению конфликта интересов.

В случае неисполнения должностным лицом таможенных органов обязанности сообщать о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению и (или) урегулированию такого конфликта, соответствующее лицо подлежат увольнению в связи с утратой доверия (статья 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ, статья 29.2 Федерального закона №114-ФЗ).

III. Типовые ситуации конфликта интересов на службе в таможенных органах и порядок их урегулирования

В ходе служебной деятельности должностные лица таможенных органов наиболее часто сталкиваются с возможностью возникновения конфликта интересов в следующих ситуациях:

1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления и (или) в принятии кадровых решений в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.

1.1. Описание ситуации. Должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций по совершению таможенных операций и проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств в отношении участника ВЭД, состоящего с ним в родстве, и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.

1.1.1. Меры предотвращения и урегулирования. Должностному лицу следует в письменной форме уведомить о наличии личной заинтересованности своего непосредственного начальника и начальника таможенного органа.

Непосредственному начальнику рекомендуется отстранить должностное лицо от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и (или) иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица. Поручить осуществление отдельных функций по совершению таможенных операций и проведения таможенного контроля товаров другому должностному лицу подразделения.

1.1.2. Комментарий. Частью 4 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что функции государственного, муниципального (административного) управления организацией представляют собой полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

1.2. Описание ситуации. Должностное лицо является членом конкурсной (аттестационной, по служебной проверке, по урегулированию конфликта интересов) комиссии таможенного органа. При этом на заседании комиссии планируется рассмотреть заявление родственника или лица, с которым связана личная заинтересованность должностного лица.

1.2.1. Меры предотвращения и урегулирования. Член комиссии до начала заседания должен заявить самоотвод (письменно отказаться от рассмотрения заявления своего родственника или лица, с которыми связана личная заинтересованность). Председателю комиссии рекомендуется вывести должностное лицо из состава комиссии, о чем сделать запись в протоколе заседания комиссии.

2. Конфликт интересов, связанный с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для таможенного органа, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов.

2.1. Описание ситуации. Должностное лицо таможенного органа участвует в принятии решения, связанного с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд таможенного органа, когда в конкурсе участвуют его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.

2.1.1. Меры предотвращения и урегулирования. Должностному лицу следует в письменной форме уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и своего непосредственного начальника. При этом рекомендуется отказаться от участия в комиссии.

Представителю нанимателя рекомендуется вывести должностное лицо из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в результате которого у должностного лица может возникнуть личная заинтересованность.

2.2. Описание ситуации. Должностное лицо таможенного органа участвует в принятии решения о закупке таможенным органом товаров в организации, принадлежащей его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.

2.2.1. Меры предотвращения и урегулирования. Должностному лицу следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и своего непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется поручить иному должностному лицу закупку товаров таможенным органом.

3. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы.

3.1. Описание ситуации. Должностное лицо или его родственники собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора. Например, проводить занятия с работниками фирмы, осуществляющей таможенное оформление в регионе деятельности таможенного органа, осуществлять консультирование участника внешнеэкономической деятельности.

3.1.1. Меры предотвращения и урегулирования. Государственный служащий обязан заблаговременно письменно уведомить начальника таможенного органа о намерении выполнять иную оплачиваемую работу.

Начальник таможенного органа вправе (п.16в Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821) направить письменное уведомление государственного служащего для рассмотрения на Комиссию.

При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения государственному гражданскому служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы.

В случае если государственный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется применить к нему взыскания, установленные статьёй 29.1 Федерального закона № 114-ФЗ и статьёй 59.1 Федерального закона № 79-ФЗ.

3.1.2. Комментарий. В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ государственный гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

В данном случае необходимо понимать, что выполнение иной оплачиваемой работы на условиях трудового договора (совместительство) с учетом положений статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации должно осуществляться в свободное от основной работы время.

Ситуация, при которой государственный гражданский служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов.

Для сотрудников таможенных органов установлен более жесткий запрет на осуществление иной оплачиваемой работы. Так, в частности, сотрудник таможенных органов не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ)

4. Конфликт интересов, связанный с владением ценными бумагами, банковскими вкладами.

4.1. Описание ситуации. Должностное лицо и (или) его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой должностное лицо осуществляет отдельные функции государственного управления.

4.1.1. Меры предотвращения и урегулирования. В случае если должностное лицо владеет ценными бумагами организации, в отношении которой оно осуществляет отдельные функции государственного управления, оно обязано в письменной форме уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности.

Начальнику таможенного органа рекомендуется:

-назначить проверку соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению (п. 7в Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065);

-направить письменное уведомление государственного служащего для рассмотрения на комиссии по конфликту интересов (п.16в Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821).

На основании предложений по результатам проведенной проверки и (или) решения комиссии по конфликту интересов начальник таможенного органа принимает решение о применении к государственному служащему мер юридической ответственности.

В случае если родственники должностного лица владеют ценными бумагами организации, в отношении которой оно осуществляет отдельные функции государственного управления, должностное лицо обязано уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. При этом в целях урегулирования конфликта интересов должностному лицу необходимо рекомендовать родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.

До принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов начальнику таможенного органа рекомендуется отстранить должностное лицо от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, ценными бумагами которой владеют родственники должностного лица.

4.1.2. Комментарий. При рассмотрении данной ситуации следует руководствоваться частью 6 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которой в случае, если государственный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг.

5.1. Описание ситуации. Должностное лицо или его родственники получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и (или) организаций, в отношении которых должностное лицо осуществляет или ранее осуществляло отдельные функции государственного управления.

5.1.1. Меры предотвращения и урегулирования. Должностному лицу и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых должностное лицо осуществляет или ранее осуществляло отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.

Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении должностным лицом подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых должностное лицо осуществляет или ранее осуществляло отдельные функции государственного управления, рекомендуется:

-назначить служебную проверку;

-назначить проверку соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению (п. 7в Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065);

-направить информацию для рассмотрения на комиссии по конфликту интересов (п.16в Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821).

На основании предложений по результатам проведенной проверки и (или) решения комиссии по конфликту интересов начальник таможенного органа принимает решение о применении к государственному служащему мер юридической ответственности.

При этом учитывается характер совершенного должностным лицом коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение должностным лицом требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения должностным лицом своих должностных обязанностей.

Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то должностному лицу рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации таможенного органа и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.

В случае если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками должностного лица подарков от физических лиц и (или) организаций, в отношении которых должностное лицо осуществляет отдельные функции государственного управления, рекомендуется:

-указать должностному лицу, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;

-предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;

-до принятия должностным лицом мер по урегулированию конфликта интересов отстранить должностное лицо от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.

5.1.2. Комментарий. Пунктом 6 части 2 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ государственным служащим запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и передаются государственным служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность государственной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственный служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Действующее законодательство не устанавливает никаких ограничений на получение подарков и иных благ родственниками государственных служащих. Несмотря на это, следует учитывать, что в большинстве случаев подобные подарки вызваны желанием обойти существующие нормативные ограничения и повлиять на действия и решения должностного лица.

5.2. Описание ситуации. Должностное лицо осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляют услуги, в том числе платные, должностному лицу или его родственникам.

5.2.1. Меры предотвращения и урегулирования. Должностному лицу следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя следует оценить, действительно ли отношения должностного лица с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить должностное лицо от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, должностному лицу или его родственникам.

5.3. Описание ситуации. Должностное лицо получает подарки от своего непосредственного подчиненного.

5.3.1. Меры предотвращения и урегулирования. Должностному лицу рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.

Представителю нанимателя, которому стало известно о получении должностным лицом подарков от непосредственных подчиненных, следует указать должностному лицу на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем, подобная практика может повлечь конфликт интересов, а также рекомендовать должностному лицу вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов.

6. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами.

6.1. Описание ситуации. Должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой само должностное лицо и (или) его родственники имеют имущественные обязательства.

6.1.1. Меры предотвращения и урегулирования. В этом случае должностному лицу и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). Также должностному лицу следует в письменной форме уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется до урегулирования имущественного обязательства отстранить должностное лицо от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, перед которой сам государственный служащий и (или) его родственники имеют имущественные обязательства.

6.2. Описание ситуации. Должностное лицо или его родственники участвуют в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых должностное лицо осуществляет отдельные функции государственного управления.

6.4.1. Меры предотвращения и урегулирования. Должностному лицу следует в письменной форме уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить должностное лицо от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, которые находятся в стадии судебного разбирательства с должностным лицом, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.

7. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной службы.

7.1. Описание ситуации. Должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой оно являлось до поступления на службу в таможенные органы.

7.1.1. Меры предотвращения и урегулирования. Должностному лицу в случае поручения ему отдельных функций государственного управления в отношении организации, руководителем или работником которой оно являлось до поступления на службу в таможенные органы, рекомендуется в письменной форме уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.

Представителю нанимателя рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения должностного лица с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется:

-направить информацию для рассмотрения на комиссии по конфликту интересов (п.16в Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821);

-отстранить должностное лицо от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя.

7.1.2. Комментарий. Должностное лицо, поступившее на службу в таможенные органы из организации частного сектора, может сохранить дружеские отношения со своими бывшими коллегами и симпатию к этой организации в целом. Возможна и обратная ситуация, при которой должностное лицо по тем или иным причинам испытывает неприязнь к бывшему работодателю.

И дружеское, и враждебное отношение к проверяемой организации могут воспрепятствовать объективному исполнению должностным лицом его должностных обязанностей.

Должностное лицо обязано не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

7.2. Описание ситуации. Должностное лицо ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения из таможенных органов на работу в организацию, в отношении которой оно осуществляет отдельные функции государственного управления.

7.2.1. Меры предотвращения и урегулирования. Должностному лицу рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых оно осуществляет отдельные функции государственного управления. При поступлении соответствующих предложений от проверяемой организации должностному лицу рекомендуется отказаться от их обсуждения.

В случае если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, должностному лицу следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить должностное лицо от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, с которой оно ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения из таможенных органов.

8. Ситуации, связанные с явным нарушением должностным лицом установленных запретов.

8.1. Описание ситуации. Должностное лицо получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

8.1.1. Меры предотвращения и урегулирования. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ государственному гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Сотрудник таможенных органов не вправе принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций.

Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или не предоставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение должностным лицом награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.

8.2. Описание ситуации. Должностное лицо в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Должностное лицо рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники должностного лица или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.

8.2.1. Меры предотвращения и урегулирования. Должностному лицу при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.

Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о возможности возникновения конфликта интересов, рекомендуется:

-назначить проверку соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению (п. 7в Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065);

-направить информацию для рассмотрения на комиссии по конфликту интересов (п.16в Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821).

На основании предложений по результатам проведенной проверки и (или) решения комиссии по конфликту интересов начальник таможенного органа принимает решение о применении к государственному служащему мер юридической ответственности.

8.2.2. Комментарий. Если должностное лицо не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение является нарушением и подлежит рассмотрению на заседании комиссии. Несмотря на то, что рекомендации должностного лица могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные советы обеспечивают возможность получения доходов родственниками должностного лица или иными связанными с ним лицами и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтересованности.

8.3. Описание ситуации. Должностное лицо использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.

8.3.1. Меры предотвращения и урегулирования. Должностному лицу запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется в том числе и на использование не конфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности.

Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования и разглашения должностным лицом вышеуказанной информации, рекомендуется рассмотреть вопрос о проведении служебной проверки и применении мер ответственности дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, связанных с государственной службой.

Если в ходе служебной проверки или по ее результатам будет обнаружено, что должностное лицо совершило действия, указывающие на признаки преступления или административного правонарушения, начальник таможенного органа обеспечивает передачу через подразделения по противодействию коррупции заверенных копий полученных материалов в органы дознания, органы предварительного следствия, а также органам или должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.

8.3.2. Комментарий. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется право на получение в установленном порядке только той информации и материалов, которые ему необходимы для исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом.

Праву на получение в установленном порядке информации и материалов, которые необходимы гражданскому служащему для исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом, корреспондирует обязанность неразглашения сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство (пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ), а также запрет на разглашение или использование в целях, не связанных с гражданской службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей (пункт 9 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ).

Пункт 7 части 1 статьи 17 Федерального закона № 114-ФЗ вменяет сотруднику таможенных органов обязанность хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

IV. Действия должностного лица таможенного органа в ситуации риска возникновения конфликта интересов или сомнения в возможности возникновения такого конфликта

Должностное лицо само должно стремиться любым образом избегать ситуаций, описанных в настоящих рекомендациях. Кроме того, необходимо всегда исключать в своем поведении поступки, ставящие под сомнение личную незаинтересованность, беспристрастность.

При возникновении ситуаций, связанных с возможным конфликтом интересов, должностное лицо обязано немедленно информировать в письменном виде своего представителя нанимателя (руководителя таможенного органа), а также непосредственного начальника о сложившейся ситуации. Обстоятельства должны быть ясно и полно изложены должностным лицом, все необходимые документы и материалы также должны быть представлены для принятия обоснованного решения.

Отвод (самоотвод) должностного лица для предотвращения конфликта интересов может быть осуществлен, например, путем устранения от рассмотрения того или иного обращения, от участия в проверке на определенной территории или в отношении определенного лица. Такие меры следует принимать в случаях, когда есть сомнение в объективности служащего при рассмотрении обращения, проведении проверки. Инициативу в данном случае должен стремиться проявить как само должностное лицо, так и его руководитель.

Должностным лицам таможенного органа следует в точности выполнять рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (Аттестационной комиссии). Невыполнение рекомендаций может привести к совершению должностным лицом коррупционного правонарушения и применению к нему мер ответственности (в случае нарушения требований, касающихся конфликта интересов – увольнение в связи с утратой доверия).

V. Основные законодательные и нормативные правовые (правовые) акты по вопросу предупреждения и урегулирования конфликта интересов

1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст.ст. 10, 11).

2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст.ст. 18-20, 59.1-59.3).

3. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ст.ст. 7.1, 8, 29.1-29.3)

4. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

5. Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

6. Приказ ФТС России от 19.03.2012 г. № 500 «Об утверждении Порядка формирования и деятельности комиссий таможенных органов Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов».

7. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, утвержденный приказом ФТС России от 14.08.2007 № 977