Сегодня 30 марта 2017 года
Для слабовидящих

Главное меню

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

customs-tv

«Рентген» на службе у таможни

PDFПечатьE-mail

Начиная с 2006 года в таможенных органах Северо-Западного таможенного управления проводилась интенсивная работа по внедрению новых современных технических средств таможенного контроля - мобильных и стационарных инспекционно-досмотровых комплексов. Прежде всего в международных пунктах пропуска на территории Северо-Запада: в морском порту Санкт-Петербурга, на международных автомобильных пунктах пропуска на российско-финской, российско-латвийской и российско-эстонской границах. 

Оснащение пунктов пропуска инспекционно-досмотровыми комплексами является одним из этапов по внедрению в деятельность таможенных органов информационных технологий, направленных на совершенствование процедур таможенного оформления и таможенного контроля, повышение эффективности таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, информационную поддержку деятельности ведомственных правоохранительных подразделений.

Первый на Северо-западе мобильный ИДК был установлен на МАПП Торфяновка Выборгской таможни еще в конце декабря 2006 года. В настоящее время в СЗТУ эксплуатируются 8 мобильных и 4 легковозводимых инспекционно-досмотровых комплекса. ИДК с успехом применяют в своей деятельности Балтийская, Выборгская, Себежская, Псковская таможни. В ближайшее время планируется завершение ввода в эксплуатацию первого в России стационарного ИДК, который построен на территории Большого порта Санкт-Петербург.

С самого начала эксплуатации ИДК пристальное внимание уделялось  повышению эффективности их использования на основе сочетания двух составляющих – интенсивная эксплуатация наряду с выявлением и пресечением правонарушений.

При общем уменьшении (на 44% по сравнению с предыдущим годом) количества товарных партий, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, за девять месяцев 2009 года таможенными органами региона осмотрено с использованием ИДК более 154 тыс. товарных партий. Это около 32 % от общего количества товарных партий, перемещенных через таможенную границу РФ в регионе деятельности СЗТУ, и почти на 70% больше количества осмотренных с использованием ИДК товарных партий за аналогичный период 2008 года. По результатам таможенных осмотров с использованием ИДК за 9 месяцев 2009 года произведено 2202 таможенных досмотра, что на 8% больше чем за аналогичный период 2008 года. В 47% случаев по результатам таможенных досмотров были выявлены признаки нарушения таможенного законодательства, что более чем в 1,5 раза превышает аналогичный показатель прошлого года.

В целях реализации принципа мобильности ИДК и исходя из анализа перспектив развития автомобильных и морских пунктов пропуска, определен перечень из 26 площадок для их эксплуатации, в том числе кратковременной. При этом 18 площадок готовы к приему ИДК, на 12 из них ИДК уже работали, по остальным в настоящее время решаются вопросы по их обустройству и оборудованию. Перечень включает площадки для эксплуатации мобильных ИДК практически во всех пунктах пропуска, за исключением северного участка границы с Финляндией и Норвегией (ввиду отсутствия значимого грузопотока наряду с плохими дорожными условиями для передислокации мобильного ИДК).

Создана многоступенчатая система контроля за решениями, принимаемыми операторами ИДК. Выборочный повторный анализ информации, полученной с использованием ИДК, проводится как на уровне таможни, так и на уровне управления. Создана и постоянно дополняется база данных типичных рентгеноскопических изображений и нарушений выявленных в результате использования ИДК.

Только на региональном уровне ежедневно проводится выборочный анализ до 20% полученных изображений. По результатам проведенного анализа издаются срочные профили риска и в порядке взаимодействия информируются другие региональные таможенные управления о результатах проведенного анализа и возможных нарушениях таможенного законодательства.

Говоря о несомненных преимуществах и плюсах применения ИДК в работе таможенных органов, нельзя не упомянуть наиболее яркие факты задержаний контрабандных и недостоверно декларируемых товаров, обнаруженных в процессе таможенного контроля с помощью ИДК за 9 месяцев 2009 года.

В регионе деятельности Балтийской таможни – в Большом морском порту Санкт-Петербурга при осмотре контейнера кроме задекларированных лодок обнаружен лодочный прицеп, не указанный в товаросопроводительных документах, спустя пару месяцев при сканировании контейнера был обнаружен незадекларированный автопогрузчик.

На таможенном посту МАПП Убылинка  (российско-латвийский участок границы) сотрудники Псковской таможни с помощью ИДК обнаружили в легковом автомобиле полость-тайник, в котором находились 2 сумки с  незадекларированным живым товаром - шиншиллами.

В феврале 2009 года сотрудники Себежской таможни при осмотре автомашины с использованием ИДК обнаружили незадекларированный товар: пепельницы, часы настенные, световые вывески, набор для игры в покер и т.д. на сумму 630 516 рублей общим весом общим весом 1012 кг.

В августе 2009 года себежские таможенники на таможенном посту Бурачки с помощью ИДК обнаружили в грузовом автомобиле гражданина Латвии, перевозившем строительные материалы, незаконно перемещаемый через государственную границу РФ товар общим весом 15 129 кг на общую сумму 265 950 рублей.

Это далеко не полный перечень случаев пресечения недостоверного декларирования и контрабанды товаров через государственную границу Российской Федерации в результате применения ИДК.

Специалисты таможенных органов уверены, что использование ИДК в дальнейшем даст возможность получать дополнительную информацию об объеме загрузки транспортного средства, характере перевозимых товаров для принятия решений в системе анализа и управления рисками, что в целом способствует оптимизации и ускорению процессов таможенного оформления и таможенного контроля, выявлению объектов недостоверного декларирования и таможенных правонарушений.