Сегодня 23 мая 2019 года
Для слабовидящих

Главное меню

Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным «как делать нужно (можно)»

PDFПечатьE-mail

Раздел 1. Руководство по обращению участников внешнеэкономической деятельности в таможенные орган для получения необходимой информации в целях надлежащего осуществления своей деятельности

Участники внешнеэкономической деятельности, для получения необходимой информации могут обращаться в таможенные органы, руководствуясь Приказом ФТС России от 9 июня 2012 г. N 1128 «Об утверждении административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов», а также Федеральным законом от 02.06.2006 №59-ФЗ «О рассмотрении обращений граждан».

1. В соответствии со статьей 11 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства таможенного союза, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. При информировании и консультировании заинтересованное лицо получает необходимую информацию в области таможенного дела, которая позволяет ему правильно сориентироваться в тех или иных вопросах таможенного дела.

Консультирование и информирование таможенными органами осуществляется в устной и письменной формах бесплатно. По письменному запросу заинтересованного лица таможенный орган обязан предоставить информацию в письменной форме в возможно короткие сроки, но не позднее срока, установленного законодательством государств - членов таможенного союза.

Для своевременного и качественного получения консультации в соответствии с действующим Административным регламентом, заявителям необходимо соблюдать следующие условия:

- для получения государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов в устной форме или получения письменной консультации на руки лицо должно иметь при себе документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы юридического лица (в случае обращения за государственной услугой представителя юридического лица).

- для получения государственной услуги по консультированию письменный запрос о предоставлении консультации должен содержать сведения о наименовании таможенного органа, в который обращается лицо; о наименовании юридического лица или фамилии и инициалов физического лица, желающего получить консультацию, с указанием полного почтового адреса такого лица; иметь ссылку на статью 11 Таможенного кодекса Таможенного союза и/или Административный регламент и подпись лица.

В письменном запросе лицо может указать форму, по которой лицо желает получить консультацию (письменную либо устную) и способ передачи письменной консультации (непосредственно лицу с указанием контактных телефонов либо почтой).

На действия, совершенные при предоставлении государственной услуги, заявители вправе обратиться с жалобой в следующих случаях:

1) нарушения срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;

2) нарушения срока предоставления государственной услуги;

3) требования у лица документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

4) отказа в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, у лица;

5) отказа в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

6) затребования с лица при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) отказа таможенного органа, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В первом квартале 2017, в Северо-Западное таможенное управление, за услугой по консультированию и информированию обратилось 139 участников внешнеэкономической деятельности.

2. Порядок реализации участниками внешнеэкономической деятельности права на обращение в таможенные органы регламентирован Федеральным законом от 02.06.2006 №59-ФЗ « О рассмотрении обращений граждан».

При обращении в таможенные органы заинтересованное лицо имеет право обратиться с предложением, заявлением и жалобой.

Заявитель в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (реквизиты для юридических лиц), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Обращаем внимание на то, что если в письменном обращении содержится вопрос, на который заявителю неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу.

Всего в первом квартале 2017 года в Северо-Западное таможенное управления поступило 65 обращений от участников внешнеэкономической деятельности.

Раздел 2. Обзор наиболее часто задаваемых вопросов участниками внешнеэкономической деятельности в рамках получения государственной услуги по консультированию и при рассмотрении обращений

Вопрос: подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС.

Ответ: В соответствии с пунктом 2 приказа ФТС России от 18.12.2006 № 1327 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)» (далее – Порядок) подтверждение фактического вывоза товаров, выпуск которых в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществлен таможенным органом Российской Федерации, и вывозимых через пункты пропуска на российском участке таможенной границы Евразийского экономического союза, осуществляется таможенными постами и таможнями, в регионах деятельности которых находятся места убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Порядок подтверждения таможенными органами, расположенными в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 330 применяется при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза таможенным органом одного государства таможенному органу другого государства – члена Евразийского экономического союза.

Информация о фактическом вывозе товаров, помещенных российскими таможенными органами под таможенные процедуры, допускающие вывоз товаров с таможенной территории через внешние границы государств – членов Евразийского экономического союза, в соответствии с письмом ФТС России от 28 февраля 2011 г. № 01-11/8637 «О направлении информации» предоставляется налоговым органам по их запросам в срок установленный статьей 13 Соглашения о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21 января 2010 г. № 01-69/1/ММ-27-2/1.

Таким образом, в целях получения информации о фактическом вывозе товаров, в случае если выпуск осуществлял таможенный орган одного государства, а убытие товаров осуществлялось через таможенный орган другого государства - члена Евразийского экономического союза, участникам ВЭД следует обращаться в налоговый орган по принадлежности.

Вопрос: Право российского лица выступить в качестве декларанта при помещении под таможенную процедуру экспорта морского судна, передаваемого по договору бербоут-чартера для использования в качестве транспортного средства международной перевозки (далее – ТСМП) иностранному лицу.

Ответ: В соответствии со статьей 211 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. Согласно пп. 40 п. 1 ст. 4 ТК ТС ТСМП - это транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

В соответствии со ст. 203 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 ТК ТС и положениями главы 24 Федерального закона при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры. Как следует из статьи 285 ТК ТС временный вывоз - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории Таможенного союза с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта.

Товары, помещенные под таможенную процедуру временного вывоза и фактически вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, утрачивают статус товаров Таможенного союза. При перемещении судна через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в качестве ТСМП, то есть для завершения или начала международной перевозки, таможенные операции в отношении судна должны совершаться в соответствии с главой 48 ТК ТС. Согласно статье 289 ТК ТС действие таможенной процедуры временного вывоза завершается до истечения срока временного вывоза помещением временно вывезенных товаров под таможенную процедуру реимпорта в порядке и на условиях, предусмотренных ТК ТС. Действие таможенной процедуры временного вывоза может быть завершено до истечения срока временного вывоза помещением временно вывезенных товаров под таможенные процедуры экспорта, переработки вне таможенной территории или временного вывоза без фактического их предъявления таможенному органу в порядке и на условиях, предусмотренных ТК ТС, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза временно вывезенные товары подлежат обязательному обратному ввозу на таможенную территорию Таможенного союза. В соответствии со статьей 348 ТК ТС временный вывоз ТСМП завершается их ввозом на таможенную территорию Таможенного союза или помещением ТСМП, являющихся товарами Таможенного союза, под таможенную процедуру экспорта либо переработки вне таможенной территории, а ТСМП, указанные в пункте 4 статьи 345 ТК ТС, под таможенную процедуру реэкспорта. В случае передачи иностранному лицу права собственности на временно вывезенное ТСМП лицо, которое вывезло такое ТСМП, обязано поместить ТСМП, являющееся товарами Таможенного союза, под таможенную процедуру экспорта, а ТСМП, указанное в пункте 4 статьи 345 ТК ТС, под таможенную процедуру реэкспорта, в течение 30 (тридцати) дней со дня передачи права собственности вывезенного ТСМП.

Таможенное декларирование таких товаров допускается без их фактического представления таможенному органу. В статье 186 ТК ТС указаны лица, имеющие право выступать в качестве декларанта.

В соответствии с п. 1 ст. 350 ТК ТС таможенное декларирование ТСМП осуществляется при временном ввозе на таможенную территорию таможенного союза ТСМП и вывозе таких временно ввезенных транспортных средств с такой территории, а также при временном вывозе с таможенной территории таможенного союза ТСМП и ввозе таких временно вывезенных ТСМП на такую территорию путем подачи перевозчиком таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство.

Таким образом, при помещении судна под таможенную процедуру временного вывоза в порядке главы 48 ТК ТС в качестве декларанта вправе выступать лица, указанные в статье 186 ТК ТС. Вместе с тем, исходя из положений статьи 350 ТК ТС обязанность помещения под таможенную процедуру экспорта в случае передачи иностранному лицу права собственности на временно вывезенное ТСМП возложено на лицо, которое вывезло такое ТСМП. При перемещении судна через таможенную границу Таможенного союза в качестве ТСМП декларирование судна осуществляется в соответствии со статьей 350 ТК ТС.

Вопрос: Право принципала по агентскому договору выступать в качестве декларанта и возможность применения специальных упрощений, в случае, если это лицо является уполномоченным экономическим оператором.

Ответ: Согласно статье 186 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) декларантами могут быть:

1) лицо государства - члена Таможенного союза:

- заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

- имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки;

2) иностранные лица:

- физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

- лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТК ТС;

- организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена Таможенного союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

- лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Исходя из системного толкования указанных норм, можно сделать вывод, что в случае, если внешнеэкономическая сделка заключена агентом по поручению принципала, принципал может выступать в качестве декларанта при помещении товаров под таможенную процедуру.

Особенности взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, определены главой 3 ТК ТС, а также главой 6 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).

Специальные упрощения, установленные пунктом 1 статьи 41 Таможенного кодекса Таможенного союза и частью 1 статьи 86 Федерального закона, применяются только в случаях, если уполномоченный экономический оператор вправе выступать декларантом товаров, в отношении которых предполагается применение таких специальных упрощений (пункт 2 статьи 41 Таможенного кодекса Таможенного союза), в том числе при производстве таможенного декларирования товаров таможенным представителем, действующим от имени и по поручению уполномоченного экономического оператора (часть 7 статьи 86 Федерального закона).

Таким образом, в случае декларирования товаров, в отношении которых предполагается применять специальные упрощения, ограничен перечень лиц, правомочных осуществлять таможенное декларирование этих товаров.

В качестве таких лиц могут выступать

1) непосредственно уполномоченный экономический оператор;

2) таможенный представитель (сведения о котором указывались российским юридическим лицом (далее - Заявитель) при подаче им заявления в ФТС России на включение в реестр уполномоченных экономических операторов), который будет применять специальные упрощения от имени и по поручению Заявителя в случае присвоения Заявителю статуса уполномоченного экономического оператора (приказ ФТС России от 14 сентября 2011 г. № 1877 «Об утверждении административного регламента федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов»).

Вопрос: Подтверждение полномочий экспедитора, выступающего в качестве декларанта товаров, при подаче транзитной декларации.

Ответ: В соответствии со статьей 186 ТК ТС для заявления таможенной процедуры таможенного транзита декларантом может быть, в том числе, экспедитор, если он является лицом государства - члена Таможенного союза.

На экспедитора, выступающего в качестве декларанта таможенной процедуры таможенного транзита (далее – экспедитор-декларант), распространяются обязанности, установленные ст.188 ТК ТС. В частности, предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа (пп.3) ст.188 ТК ТС); выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС (пп.6) ст.188 ТК ТС).

К числу обязанностей, предусмотренных пунктом 6 статьи 188 ТК ТС относятся и установленные пунктом 1 статьи 108 ТК ТС (декларант обязан по требованию таможенного органа произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары) и пункта 4 статьи 116 ТК ТС (декларант обязан по требованию таможенного органа присутствовать при таможенном досмотре и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие).

Учитывая то обстоятельство, что экспедитор-декларант не является собственником декларируемых товаров, для соблюдения вышеуказанных обязанностей необходимо осуществление правомочия владения товаром, в частности не связанное с переходом права собственности.

Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 утверждены Правила транспортно-экспедиционной деятельности (далее – Правила). В силу пункта 5 Правил одним из экспедиторских документов является экспедиторская расписка, которая подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя.

На основании пункта 12 Правил экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.

Согласно пункту 7 Правил экспедиторская расписка составляется в письменной форме и является неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

В свою очередь, предоставление договора транспортной экспедиции является обязательным для подтверждения полномочий лица, подающего транзитную декларацию (п.3 Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438).

Таким образом, предоставление договора транспортной экспедиции, включая экспедиторскую расписку, при декларировании экспедитором товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, является обязательным.

Вопрос: Порядок ввоза медицинского оборудования на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Ответ: В соответствии со статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ТС.

К таким документам, в том числе относятся документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными ТК ТС, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов (подпункт 10 пункта 1 статьи 183 ТК ТС)

Подпунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией: товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ

В соответствии с подпунком 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождаемые от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 №1042, утвержден перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее – НДС).

В разделе I указанного Перечня поименованы наименования важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий и коды по классификации ОК 005-93 (ОКП), на основании которых таможенным органом принимается решение о предоставлении льготы по уплате НДС в отношении медицинских изделий. Примечанием 1 к указанному перечню предусмотрено, что для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии государственной регистрации медицинских изделий в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 №1416 (в ред. от 10.02.2017, начало действия редакции - 22.02.2017) документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом. Регистрационное удостоверение выдается бессрочно.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2012 №1416 установлено, что:

а) регистрационные удостоверения на изделия медицинского назначения и медицинскую технику с установленным сроком действия, выданные до дня вступления в силу настоящего постановления, действуют до истечения указанного в них срока действия;

б) регистрационные удостоверения на изделия медицинского назначения и медицинскую технику бессрочного действия, выданные до дня вступления в силу настоящего постановления, действительны и подлежат замене до 1 января 2021 г. на регистрационные удостоверения по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

Иные сроки действия и соответственно замены регистрационного удостоверения на изделия медицинского назначения и медицинскую технику бессрочного действия, выданные до дня вступления в силу постановления Правительства РФ от 27.12.2012 №1416, Правила не содержат.

Учитывая вышеизложенное, регистрационное удостоверение № ФСЗ 2011/10062 от 07.07.2011 (до 01.01.2021), в случае если оно выдано на медицинское изделие, включенное в раздел I Перечня, является документов подтверждающим право декларанта на льготу по уплате налогов.

Вопрос: О вывозе из РФ на территорию Республики Беларусь регенерируемых бумаги или картона (макулатуры и отходов).

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации № 1372 от 12 декабря 2015 года «О введении временного запрета на вывоз макулатуры из Российской Федерации» в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (приложение № 7) с 18 декабря 2015 г. по 18 апреля 2016 г. установлен временный запрет на вывоз из Российской Федерации регенерируемых бумаги или картона (макулатура и отходы) (код ТН ВЭД ЕАЭС 4707), являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации товарами, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта.

Договором о Евразийском экономическом союзе, заключенным в Астане 29.05.2014 (далее – Договор), Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан учрежден Евразийский экономический союз (далее – Союз), в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

Согласно статье 2 Договора под термином «государства-члены» следует понимать государства, являющиеся членами Союза и сторонами Договора.

Государства-члены в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования в порядке, предусмотренном приложением № 7 к настоящему Договору (статья 47 Договора).

Договором утвержден Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (Приложение №7) (далее – Протокол), который разработан в соответствии с разделом IX Договора и определяет порядок и случаи применения Союзом мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран.

По смыслу положений Договора под третьими странами следует понимать страны, не являющиеся членами Союза.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - таможенная территория Таможенного союза) составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 2 ТК ТС определено, что пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза.

Таможенный союз - форма торгово-экономической интеграции государств-членов, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной (статья 2 Договора).

Ввиду того, что Республика Беларусь является членом Евразийского экономического союза, следовательно, контроль товаров Таможенного союза через российско-белорусский участок государственной границы Российской Федерации таможенными органами не осуществляется.

Раздел 3. Руководство (разъяснение) участникам внешнеэкономической деятельности, какие нужно (можно) осуществлять действия для исключения привлечения к административной ответственности

1. Об осуществлении ФТС России функции органа валютного контроля

С 18.04.2016 года Федеральная таможенная служба осуществляет функцию органа валютного контроля (постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.2016 № 300). В связи с этим таможенные органы Российской Федерации наделены полномочиями по рассмотрению дел об АП, возбужденных таможенными органами, налоговыми органами, органами прокуратуры по ч. 1, 4 – 6, 6.1 – 6.4 ст. 15.25 КоАП России по нарушениям, выявленным в отношении валютных операций, связанных с перемещением товаров через государственную границу Российской Федерации и таможенную границу ЕАЭС.

Кроме того, Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 510 «О внесении изменений в статьи 12 и 104 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Закон) Федеральная таможенная служба наделена полномочиями по ведению статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - статистика взаимной торговли) и установлена обязанность российского лица, заключившего сделку, либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, представлять статистическую форму учета перемещения товаров (далее - статистическая форма) в таможенный орган.

Положения Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 29 января 2017 года.

За непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистических форм либо представление в статистической форме недостоверных сведений Законом установлена административная ответственность по статье 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и условия освобождения лица об ответственности.

Составление протоколов об административном правонарушении (далее - АП) и рассмотрение дел об АП по указанной статье отнесено к компетенции таможенных органов.

2. О положении примечания к статье 16.2 КоАП России.

В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное ч. 1 ст. 16.2 КоАП России, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;

2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

Данный пункт примечаний не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное ч. 2 ст. 16.2 КоАП России, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 2 примечаний.

3. О замене административного наказания в виде административного штрафа предупреждением для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Общие положения КоАП России предусматривают назначение наказания в виде предупреждения только за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП России).

При замене административного штрафа административным наказанием в виде предупреждения для субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренной статьей 4.1.1 КоАП России, также подлежат учету указанные требования.

Таким образом, наличие у лица, привлекаемого к административной ответственности, одного лишь статуса субъекта малого либо среднего предпринимательства без учета характера совершенного правонарушения не является основанием применения статьи 4.1.1. КоАП России. В связи с этим, положения статьи 4.1.1 КоАП России должны применяться с учетом соответствующих условий и установленных в ходе административного производства всех обстоятельств дела.