Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Северо-Западное таможенное управление

Общая информация

Общая информация

Северо-Западное таможенное управление является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела (Федеральной таможенной службы), входит в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивает реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности, определенном приказом ФТС России от 6 ноября 2018 г. № 1783 «О местонахождении и регионах деятельности таможенных органов Северо-Западного таможенного управления», в пределах компетенции, определенной приказом ФТС России от 31 мая 2018 г. № 832 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении».

Северо-Западное таможенное управление осуществляет руководство деятельностью таможен, ему подчиненных и находящихся в его регионе деятельности, является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

Характеристика и регион деятельности СЗТУ

Регион деятельности управления – часть территории Северо-Западного федерального округа (без Калининградской области), в состав которой входит 10 субъектов Российской Федерации:

  • республики: Карелия, Коми;
  • Ненецкий автономный округ;
  • области: Ленинградская, Мурманская, Архангельская, Вологодская, Псковская, Новгородская;
  • город федерального значения Санкт-Петербург.

Северо-Западный федеральный округ имеет общую границу с Республикой Беларусь, Норвегией, государствами-членами Евросоюза: Латвией,  Финляндией, Эстонией. СЗФО – единственный округ, граничащий со странами Евросоюза.

Протяженность участка Государственной границы, входящего в регион деятельности СЗТУ, составляет 2661,5 километра.

Регион деятельности СЗТУ имеет общую границу с 5 странами:

  • Финляндией – 1264,8 километра;
  • Норвегией – 221,1 километра;
  • Эстонией – 520,9 километра;
  • Латвией – 275,7 километра;
  • Республикой Беларусь – 379 километров.

В настоящее время в составе СЗТУ 10 таможен, 80 таможенных постов. Действуют 47 пунктов пропуска:

  • 15 многосторонних автомобильных (МАПП);
  • 4 двусторонних автомобильных (ДАПП);
  • 10 железнодорожных (ЖДПП)
  • 10 водных (морских и речных);
  • 7 воздушных;
  • 1 пешеходный.

Таможни СЗТУ:

  1. Архангельская;
  2. Балтийская;
  3. Выборгская;
  4. Карельская;
  5. Кингисеппская;
  6. Мурманская;
  7. Псковская;
  8. Пулковская;
  9. Санкт-Петербургская;
  10. Северо-Западная оперативная.

Задачи и функции

Задачи и функции таможенных органов определены статьей 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – Союз).

Таможенные органы в пределах своей компетенции на таможенной территории Союза обеспечивают выполнение следующих задач:

1)      защита национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;

2)      создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу Союза;

3)      обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право Союза, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.

В целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют следующие функции:

1)      совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;

2)      взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, возврат (зачет) и принятие мер по их принудительному взысканию;

3)      обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза;

4)      противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;

5)      предупреждение, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений;

6)      защита прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории Союза;

7)      ведение таможенной статистики;

8)      осуществление экспортного, радиационного и иных видов государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством государств-членов.

В соответствии со статьей 254 Федерального закона 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ) таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают выполнение следующие функции:

1)      обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

2)      ведут таможенную статистику Российской Федерации;

3)      осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений;

4)      проверяют маркировку товаров при проведении таможенного контроля в отношении товаров, обязательная маркировка которых предусмотрена международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

5)      выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют производство по делам об административных правонарушениях;

6)      осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности;

7)      оказывают содействие в борьбе с коррупцией, международным терроризмом и экстремизмом, осуществляют противодействие незаконному обороту товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации;

8)      осуществляют противодействие коррупции и коррупционным проявлениям в таможенных органах и указанных в части 1 статьи 274 Федеральный закон № 289-ФЗ некоммерческих организациях и государственных унитарных предприятиях;

9)      обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение прав и законных интересов лиц при перемещении товаров через таможенную границу Союза и создают условия для ускорения товарооборота через таможенную границу Союза;

10)    совершенствуют таможенное декларирование и таможенный контроль, создают условия, способствующие упрощению проведения таможенных операций в отношении товаров
и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Союза, применяют современные информационные технологии, внедряют прогрессивные методы таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов
в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах – торговых партнерах Российской Федерации;

11)    участвуют в обеспечении прослеживаемости товаров в соответствии с актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством Российской Федерации;

12)    обеспечивают совмещение информационных ресурсов таможенных и налоговых органов для противодействия уклонению от уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

13)    внедряют технологии осуществления таможенного и иных видов государственного контроля с использованием механизма «единого окна» и электронного документооборота.

При введении Правительством Российской Федерации запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров таможенные органы обеспечивают в пределах компетенции соблюдение указанного запрета.

На таможенные органы могут быть возложены иные задачи и функции, определяемые законодательством государств-членов (Федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации) и (или) международными договорами в рамках Союза.

Отдельные контрольно-надзорные мероприятия

  1. В целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации таможенными органами могут проводиться отдельные контрольно-надзорные мероприятия.
  2. При проведении отдельных контрольно-надзорных мероприятий таможенными органами анализируется информация, в том числе содержащаяся в базах данных таможенных органов и других государственных органов Российской Федерации, осуществляющих функции контроля и надзора, а также иная информация, полученная таможенными органами в соответствии с правом Союза и (или) законодательством Российской Федерации.
  3. Отдельные контрольно-надзорные мероприятия проводятся по месту нахождения таможенного органа.
  4. Проведение отдельных контрольно-надзорных мероприятий осуществляется без ограничения их периодичности.
  5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, определяет порядок и случаи проведения отдельных контрольно-надзорных мероприятий, в том числе основания и сроки проведения контрольно-надзорных мероприятий, а также права и обязанности лиц при их проведении.