Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Северо-Западное таможенное управление

4 июня 2019 18:03, изменено 4 июня 2019 18:12

О порядке и преимуществах ведомственного обжалования решения и действия таможенных органов

Карельская таможня доводит информацию до сведения участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) и лиц, выезжающих за пределы Таможенного союза и Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), о порядке и преимуществах ведомственного обжалования решения и действия таможенных органов 

Наряду с мерами, предпринимаемыми для повышения уровня законности принимаемых решений и совершаемых действий, таможенные органы стремятся снизить число отмененных в судебном порядке неправомерных решений (действий) путем применения досудебного урегулирования споров.

В соответствии с общими правилами участник ВЭД обжалует в судебном порядке любое решение, действие (бездействие) должностных лиц таможенных органов. Участники ВЭД считают судебное разбирательство наиболее действенным способом отстаивания своих интересов.

Но судебное разбирательство связано со следующими издержками:

- сроки рассмотрения таких дел в арбитражном суде – 3 месяца со дня поступления туда соответствующего заявления;
- срок может продляться в связи с мотивированным заключением судьи;
- неизбежные расходы (оплата государственной пошлины и судебные издержки);
- личное присутствие (дополнительное время и трудовые затраты).

Важной задачей, как государства, так и таможенных органов, является содействие внешней торговле во взаимосвязи  с соблюдением экономических интересов государства. В этой связи законодательством для участников ВЭД предусмотрено кроме судебного отстаивания прав и интересов в отношении с таможенными органами еще и право на досудебное обжалование.

Возможность досудебной (внесудебной) проверки соблюдения законности решений и действий таможенных органов закреплена Федеральным законом РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

      Контроль соблюдения законности решений и действий таможенных органов осуществляется по двум основным направлениям: рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, а также ведомственный контроль деятельности таможенных органов.

Законодательством предусмотрено право любого лица, считающего, что решения или действия таможенных органов нарушают его права,  обжаловать  такие решения и действия таможенных органов в области таможенного дела в вышестоящий таможенный орган.

Можно обжаловать решения таможенных органов:

-   о корректировке таможенной стоимости;
-   по классификации товара по ТНВЭД ЕАЭС;
-   об отказе в выпуске товара;
- действия либо бездействие таможенных органов связанных с декларированием товаров;
 - другие решения и действия таможенных органов и их должностных лиц. 

Ведомственный контроль 

Задача таможенных органов – обеспечение соблюдения таможенного законодательства. Ежедневно таможенными органами и их должностными лицами принимается большое количество решений, и совершаются различные действия в связи с выполнением задач и функций  в области таможенного дела. Перед вышестоящими таможенными органами и их должностными лицами не стоит задача проверить законность каждого решения, действия (бездействия) в области таможенного дела. Необходимо своевременно отреагировать на информацию, позволяющую усомниться в правомерности  принятого решения или совершенного действия (бездействия). Такой контроль проводится вышестоящими таможенными органами и их должностными лицами при наличии определенных поводов, которые  можно разграничить на внешние и внутренние.

Внешние поводы возникают из так называемых внешних источников информации. К ним можно отнести обращения граждан и организаций в таможенные органы, государственных органов и органов прокуратуры, исковые заявления, определения судебных органов, поступившие в таможенные органы в связи с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела, жалобы, в рассмотрении которых отказано по существу при наличии определенных оснований, указанных в главе 3 Федерального закона РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

Внутренние поводы возникают при осуществлении таможенными органами и их должностными лицами деятельности, направленной на реализацию основных функций таможенных органов. Например, при проведении таможенного контроля, проведении служебных, комплексных, функциональных и целевых проверок, производстве по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, при контроле и анализе материалов, поступивших от нижестоящих таможенных органов.

В случае обнаружения по результатам ведомственного контроля фактов принятия не соответствующих требованиям таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле решений в области таможенного дела вышестоящий таможенных орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа вправе в любое время отменить или изменить такие решения независимо от того, чьи права и законные интересы нарушены -   государства или лица – нарушены в связи с принятием незаконного решения.

В случае выявления фактов принятия неправомерных действий (бездействия) в области таможенного дела вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа вправе принять меры, направленные на сокращение таких действий (бездействия) в будущем. 

Указанные полномочия определены статьей 24 Федерального закона РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». 

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации 

Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. 

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно. 

Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения. 

Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

 При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Требования к письменному обращению 

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме. 

Направление и регистрация письменного обращения 

 Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

 Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

 Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

В случае, если невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Обязательность принятия обращения к рассмотрению 

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место. 

Рассмотрение обращения 

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

 Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении. 

Порядок рассмотрения отдельных обращений 

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу. 

Сроки рассмотрения письменного обращения 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

 В исключительных случаях, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. 

Личный прием граждан 

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов. 

Образец порядка обжалования решений, действий (бездействия) таможенного органа и его должностных лиц

 Для физических лиц: 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 3-х месяцев с момента получения в вышестоящий таможенный орган – Северо-Западное таможенное управление, находящееся по адресу: наб. Кутузова, д. 20, г. Санкт-Петербург, 191187 либо в соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ в Петрозаводский городской суд, находящийся по адресу: ул. Красная, д. 33, г. Петрозаводск, Республика Карелия,185028  или в суд, находящийся по месту жительства. 

Для юридических лиц:   

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 3-х месяцев с момента получения в вышестоящий таможенный орган – Северо-Западное таможенное управление, находящееся по адресу: наб. Кутузова, д. 20, г. Санкт-Петербург, 191187, либо в соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ в Арбитражный суд Республики Карелия, находящийся по адресу: ул. Красноармейская, д. 24а, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185910.

Руководители органов государственной власти, принимающие решения по жалобам и обращениям

  1. Начальник Северо-Западного таможенного управления Повод Александр Викторович – наб. Кутузова, д. 20, г. Санкт-Петербург, 191187.
  2. Председатель Верховного Суда Республики Карелия Наквас Анатолий Владимирович – ул. Кирова, д. 27, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185910. 
  1. Председатель Петрозаводского городского суда Злобин Андрей Викторович – ул. Красная, д. 33, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185910. 
  1. Председатель Арбитражного суда РК Кезик Татьяна Васильевна – ул. Красноармейская, д. 24а, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185910. 
  1. Прокурор Республики Карелия Габриелян Карен Карленович – ул. Титова, д. 4, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185910. 

Карельский транспортный прокурор Бычихин Дмитрий Михайлович – ул. Железнодорожная, д. 4, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185001.

Оценить