Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Северо-Западное таможенное управление

Часто задаваемые вопросы

Может ли гражданский служащий заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации?

Ответ: Гражданскому служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ)).

Какие действия должен предпринять гражданский служащий, желающий выполнять иную оплачиваемую работу?

Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 79-ФЗ федеральный государственный гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

В целях исполнения положений данной статьи, а также соблюдения требований, установленных Федеральным законодательством, регламентирующим противодействие коррупции, гражданскому служащему необходимо:

1. Уведомить начальника таможни о выполнении иной оплачиваемой работы до начала её выполнения.

2. В случае возникновения у государственного служащего при выполнении иной оплачиваемой работы личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный служащий, во исполнение требований п. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) данный служащий обязан в письменной форме уведомить об этом своего непосредственного начальника.

Могут ли в одном таможенном органе одновременно проходить службу государственные служащие, состоящие в родстве?

Ответ: В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 16 Закона № 79-ФЗ гражданин не может быть принят на федеральную государственную гражданскую службу, а федеральный государственный гражданский служащий (далее – гражданский служащий) не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее – Закон № 114-ФЗ) сотрудникам таможенных органов, являющимся близкими родственниками или состоящим между собой в свойстве (братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), запрещается проходить службу в одном и том же таможенном органе, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Подчиненность должностных лиц таможенных органонов определяется их должностными инструкциями (регламентами). Подконтрольность должностных лиц друг другу приводит к возникновению конфликта интересов. Во исполнение требований ст. 11 Закона                     № 273-ФЗ, п.п. 12 п. 1 ст. 15 Закона № 79-ФЗ, государственный служащий обязан сообщать своему непосредственному руководителю и начальнику таможенного органа о возможности возникновения личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Может ли гражданский служащий открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»?

Ответ: Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (ч. 1.1 ст. 17 Закона № 79-ФЗ). 

Имеет ли право государственный гражданский служащий получать подарки в связи с официальными и протокольными мероприятиями?

Ответ: В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 17 Закона № 79-ФЗ федеральному государственному гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и передаются гражданским служащим по акту в таможенный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок, в том числе сдачи, оценки, выкупа подарка, полученного в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации».

Что должен делать государственный служащий в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов?

Ответ: В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме (ст.19 Закон № 79-ФЗ). 

Какие действия должен осуществить государственный служащий при невозможности по тем или иным причинам представить сведения о доходах членов своей семьи?

Ответ: В соответствии с п. 9 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 (далее – Положение, утвержденное Указом № 559), вопрос невозможности предоставления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (далее – сведения о доходах близких родственников) подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия). В соответствии с третьим абзацем пп. «б» п. 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 (далее – Положение, утвержденное Указом № 821), основанием для проведения Комиссии является заявление государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах близких родственников (далее – Заявление). Подпунктом «б» п. 2 Порядка поступления в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию) таможенного органа Российской Федерации заявления государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного приказом ФТС России от 16.04.2013                  № 723, установлено, что государственные служащие таможенных органов подают Заявления в кадровое подразделение соответствующего таможенного органа. Принимая во внимание, что Комиссия обязана рассмотреть Заявление в течение семи дней после его поступления, что заседание Комиссии может не состояться по причине отсутствия двух третей от общего числа членов Комиссии, либо отсутствия членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в таможенном органе (п. 14 Положения, утвержденного Указом № 821), а также то, что Комиссия может признать причины непредставления государственным служащим сведений о доходах близких родственников неуважительными (необъективными) и рекомендовать ему принять меры по представлению указанных сведений (п.п. «б» п. 24 Положения, утвержденного Указом № 821), считается целесообразным подавать Заявление в Комиссию заблаговременно, до истечения предельного срока предоставления сведений о своих доходах и доходах близких родственников (30 апреля), установленного п.п. «б» п. 3 Положения, утвержденного Указом № 559.

Как должен поступить руководитель при намерении вручения ему подарков, подчиненным должностным лицом?

Ответ: В соответствии с п.п. 4.3 п. 4 Обзора типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, направленного письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088 государственному служащему рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к регулярным намерениям вручения подарков от одного дарителя. Аналогичные рекомендации изложены в памятке должностным лицам таможенных органов Российской Федерации о типовых ситуациях конфликта интересов на службе в таможенных органах Российской Федерации и порядке их урегулирования, направленной письмом ФТС России от 24.12.2012 № 10-95/63891

Может гражданский служащий находиться на гражданской службе в случае представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу?

Ответ: Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае непредставления установленных Законом №79-ФЗ сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу (ч. 1 ст. 16 Закона № 79-ФЗ).