Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Северо-Западное таможенное управление

20 сентября 2011 08:15

Доказательств хватит на тягач с прицепом

Карельская таможня не позволила уйти от ответственности нарушителям, которые занимаются международными перевозками

14 января 2011 года. Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки организации таможенного контроля при помещении транспортных средств под таможенный режим временного ввоза. Отмечено, что в целях поддержки российского автотранспорта предоставление льгот предусмотрено при осуществлении международных перевозок без допустимости внутренних. Однако установлены факты нарушений условий предоставленных льгот.

Сухие строчки из краткого отчета казенного ведомства вызвали оживленную реакцию в Карельской таможне. То, о чем так долго говорили в Петрозаводске, наконец-то услышано на самом высоком уровне! Ведь нарушителей стали выявлять еще с 2005 года. Всё это время Карельская таможня отстаивала свою позицию по привлечению нарушителей к ответственности в многочисленных судебных заседаниях, вплоть до Федерального арбитражного суда (ФАС). К чести карельских таможенников, это удавалось, несмотря на негативную судебную практику в целом по таможням европейской части России.

Хотели как лучше

Автотранспорт для внутренних и международных перевозок отличается. Это связано с более высокими требованиями к состоянию автомобилей, которые колесят по заграничным дорогам. Вот почему для поддержки российских транспортных компаний, которые занимают существенную долю мирового рынка перевозок, в 2003 году на уровне Правительства РФ были приняты дополнительные меры государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок. В частности, при временном ввозе в Россию иностранных грузовиков для таких перевозок (седельных тягачей, полуприцепов), «транспортники» имеют право на полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Экономия получается существенная, так как иначе (при частичном условном освобождении) нужно платить каждый месяц в бюджет 3 процента суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения. Например, с одного седельного тягача с прицепом сумма составила бы примерно 30 тысяч рублей…

Льготой воспользовались несколько карельских транспортных компаний: ввезли транспортные средства беспошлинно в обмен на письменную гарантию использовать их только на международных линиях. Полномочия по контролю обязательств «транспортников» остались за Карельской таможней.

- Каждый квартал предприятие-участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) отчитывается перед таможней об использовании временно ввезенных транспортных средств, - рассказывает начальник отдела таможенной инспекции (ОТИ) Карельской таможни Ирина Яковлева. – По документам машины эксплуатировались законно: международные товарно-транспортные накладные (CMR) содержали все необходимые данные и отметки, но мы-то знали, что в такой-то день, в такое-то время грузовик находился в другом месте, был задействован в перевозке товаров внутри страны. Информация поступила в наше подразделение через оперативно-розыскной отдел таможни.

Таможенники решили более пристально присмотреться к деятельности некоторых участников ВЭД: так как официальные отчеты доверия не вызывали, то пришлось собирать информацию из разных источников по всей стране. По словам сотрудника ОТИ Карельской таможни Елены Трофимовой, по одному из индивидуальных предпринимателей – перевозчиков отправили больше 130 запросов: какая машина, когда использовалась, ее маршрут движения. Кроме того, были задействованы все возможные ресурсы – от оперативной информации до Интернета.

После этапа сбора сведений, который занял полгода, была назначена специальная таможенная ревизия, длившаяся полтора месяца. Она показала, что, несмотря на отсутствие у предпринимателя сведений об использовании машин в периоды между международными перевозками, транспортные средства ездили по России с грузами. Это значит, что условия предоставления льгот по таможенным платежам были нарушены. Следовательно, участник ВЭД не имел права на полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в федеральный бюджет. На этом основании Карельская таможня выставила требования об уплате таможенных платежей, начисленных за период от даты нарушения (с 2008 года). По 8 тягачам и 9 полуприцепам сумма составила около 6 миллионов рублей (платежи и пени).

Больше года участник ВЭД безуспешно пытался обжаловать решения таможни в судах всех уровней. Но в результате постановления, вынесенного ФАС Северо-Западного округа, предприниматель теперь вынужден выплачивать периодические платежи в общей сумме около 250 тысяч рублей каждый месяц.

На каких основаниях?

Индивидуальный предприниматель оспаривал в судах всё – от процедурных моментов таможенной ревизии до толкования норм таможенного законодательства. Вот, якобы, международная перевозка завершилась в ином городе, потому что машина заехала туда для ремонта, в этом случае разгружалась в другом населенном пункте исключительно по требованию грузоотправителя, а здесь международная перевозка была завершена в месте по возможности близком к месту, где транспортные средства были загружены товаром. Правда, документальных доказательств тех обстоятельств, на которые ссылался заявитель, практически не было, поэтому суд критически воспринял эти доводы.

Интересный момент. Совместный приказ от 08.09.2003 Министерства транспорта РФ №187 и ГТК России №970 «О перечне документов и порядке контроля целевого использования транспортных средств, временно ввозимых на таможенную территорию РФ» допускает «использование транспортного средства для внутренней перевозки груза при условии, что внутренняя перевозка производится из места завершения международной перевозки груза до места или по возможности близко к месту, где транспортное средство должно загружаться товаром, предназначенным для вывоза с таможенной территории РФ».

- Оценочная норма «по возможности близко» не дает точного толкования, как близко, поэтому участник ВЭД может слишком вольно толковать это положение, например, близко – значит в пределах одного региона, - считает И.Яковлева. – Но это же нонсенс, учитывая расстояния в субъектах России! Вот почему это положение требует уточнения на федеральном уровне. А пока только крепкая доказательная база может вывести нарушителей на чистую воду.

- Сотрудники отдела таможенной инспекции провели большую работу по сбору фактов, вместе со специалистами правового отдела систематизировали их и правильно изложили в суде, - говорит начальник правового отдела Карельской таможни Валерий Кондратенко. – Поэтому выводы судов всех уровней соответствовали фактическим обстоятельствам и имевшимся доказательствам. Это подтвердил федеральный арбитражный суд, который не нашел оснований для удовлетворения жалобы индивидуального предпринимателя.

По справедливости…

Со стороны может показаться, что таможня – контролирующая госструктура - опять «кошмарит» бизнес. Ну, кому плохо от того, что по дорогам России ездят не старые, а новые грузовики-иномарки, пусть и временно ввезенные?

- Задумка российского правительства вполне прозрачна: льгота по уплате таможенных платежей призвана стимулировать внешнеэкономическую деятельность российских перевозчиков, - говорит начальник Карельской таможни Алексей Накрошаев. – Однако использование льготируемых транспортных средств ставит в неравное положение перевозчиков, которые осуществляют такие же перевозки внутри страны, но при этом не освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении грузовиков, ввезенных на территорию России.

Таким образом, нарушители создают недобросовестную конкуренцию. Кроме того, они погружаются в «серые схемы» хозяйственной деятельности, уходят от таможенных платежей, лишая федеральный бюджет дополнительных доходов.

- До 2004 года таможня имела право проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД в полном объеме, как налоговая инспекция потребовать представления всех документов, - рассказывает И.Яковлева. – Но после вступления в силу обновленного Таможенного кодекса России у нас осталось право только на таможенную ревизию (проверку) и только в части внешнеэкономической деятельности. Поэтому проводить контроль стало сложнее.

Счетная палата России добавляет: «отсутствие единой информационной базы таможенных органов, Минтранса, Ассоциации автомобильных перевозчиков, ГИБДД, налоговых органов и других контролирующих органов затрудняет осуществление государственного контроля за целевым использованием участниками ВЭД транспортных средств, своевременным перечислением налоговых сборов в федеральный бюджет».

…И по закону

Один из разоблаченных таможней индивидуальных предпринимателей подал жалобу в транспортную прокуратуру: Карельская таможня-де своими запросами и проверками портит репутацию транспортной компании, что приводит к простою и убыткам.

Прокуратура провела проверку. Вывод – нарушений закона не выявлено. Поэтому убытки у предпринимателя точно будут. Вопрос: по чьей вине?

Александр Дьяков
Фото автора

 

 

 

 

 

 

Кстати

Госдума приняла в первом чтении законопроект №453152-5, устанавливающий административную ответственность за незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами.

Планируется включить в главу 16 КоАП РФ новую статью 16.24, устанавливающую ответственность за нарушение ограничений. В ней предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 500 рублей, на должностных лиц – от 5 000 до 20 000 рублей, на юридические лица – от 50 000 до 300 000 рублей.

Согласно Таможенному кодексу ТС с временно ввезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершать обычные операции по их техническому обслуживанию и ремонту, которые требуются при их следовании на таможенную территорию ТС либо нахождении на указанной территории. При этом не допускается их использование во внутренних перевозках по таможенной территории ТС, их передача, в том числе в аренду (субаренду).

Оценить