Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Северо-Западное таможенное управление

Часто задаваемые вопросы

Имеет ли право лицо, уволенное со службы в таможенных органах, замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях?

Ответ:

Должностные лица таможенных органов, замещавшие должности государственной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, в течение 2 (двух) лет после увольнения с государственной службы имеют право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственных служащих, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих РФ и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Должностные лица таможенных органов, замещавшие должности государственной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, в течение 2 (двух) лет после увольнения с государственной службы обязаны при заключении договора сообщать представителю нанимателя (работодателя) сведения о последнем месте своей работы.

Каков порядок действий должностного лица таможенного органа в случае склонения его к совершению коррупционных правонарушений?

Ответ:

Действия должностного лица при склонении его к совершению коррупционных правонарушений должны соответствовать требованиям ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», приказа ФТС России от 18.01.2010 № 57 «Об утверждении порядка уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений». Должностное лицо таможенного органа обязано уведомлять начальника таможни обо всех случаях непосредственного обращения к нему каких-либо лиц с целью склонения к злоупотреблению служебным положением, даче или получению взятки, злоупотреблению полномочиями, коммерческому подкупу либо иному незаконному использованию своего служебного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также склонения к совершению указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Должностное лицо таможенного органа с момента обращения к нему в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, заполняет уведомление на имя начальника таможни, в котором указывает информацию о фактах обращения в целях склонения к коррупционному правонарушению, с изложением обстоятельств происшедшего, а также информирует в устной форме непосредственного начальника о факте обращения и направлении уведомления. К уведомлению прилагаются все имеющиеся материалы, подтверждающие обстоятельства обращения в целях склонения должностного лица к совершению коррупционного правонарушения. Должностное лицо таможенного органа передает документ без регистрации, лично либо при отсутствии такой возможности – по каналам факсимильной связи оперативному дежурному таможенного органа, не позднее 1 суток с момента обращения. При наличии достаточных данных о совершенном или готовящемся преступлении коррупционной направленности, должностные лица таможенных органов, склоняемые к совершению уголовно наказуемого деяния, обращаются с заявлением в подразделение по противодействию коррупции таможенного органа, уведомляют органы прокуратуры или другие государственные органы о данных фактах, с обязательным уведомлением непосредственного руководителя. Невыполнение должностным лицом обязанности по уведомлению о склонении его совершению коррупционных правонарушений, является правонарушением, влекущим увольнение должностного лица со службы в таможенных органах либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Могут ли в одном таможенном органе одновременно проходить службу государственные служащие, состоящие в родстве?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон РФ «О государственной гражданской службе РФ») гражданин не может быть принят на федеральную государственную гражданскую службу, а федеральный государственный гражданский служащий (далее – гражданский служащий) не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудникам таможенных органов, являющимся близкими родственниками или состоящим между собой в свойстве (братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), запрещается проходить службу в одном и том же таможенном органе, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Подчиненность должностных лиц таможенных органонов определяется их должностными инструкциями (либо должностными регламентами). Подконтрольность должностных лиц друг другу приводит к возникновению конфликта интересов. В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Обзора типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, направленного письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088, осуществление государственным служащим функций государственного управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Во исполнение требований статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», подпункта 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе РФ», государственный служащий обязан сообщать своему непосредственному руководителю и начальнику таможенного органа о возможности возникновения личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Право гражданского служащего выполнять иную оплачиваемую работу закреплено статьей 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Какие действия следует предпринять гражданскому служащему, чтобы в полной мере исполнить положения данной статьи?

Ответ:

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральный государственный гражданский служащий Северо-Западного таможенного управления (далее – гражданский служащий СЗТУ) вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. В целях исполнения положений данной статьи, а также соблюдения требований, установленных Федеральным законодательством, регламентирующим противодействие коррупции гражданскому служащему СЗТУ необходимо:

1. Уведомить начальника СЗТУ о выполнении иной оплачиваемой работы до начала её выполнения. Бланк уведомления направлен в структурные подразделения СЗТУ служебной запиской кадровой службы СЗТУ от 12.03.2013 № 13-02-11/0204 «Об уведомлении начальника управления о выполнении иной оплачиваемой работы».

2. В случае возникновения у государственного служащего СЗТУ при выполнении иной оплачиваемой работы личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный служащий, во исполнение требований пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» обязан в письменной форме уведомить об этом своего непосредственного начальника. Как следует из подпункта 2.1. пункта 2 Обзора типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, направленного письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088 определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого государственного служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

В каких случаях государственный служащий представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи?

Ответ:

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи (ст.20 Закона №79-ФЗ)

Какие действия должен осуществить государственный служащий при невозможности по тем или иным причинам представить сведения о доходах членов своей семьи?

Ответ:

В соответствии с пунктом 9 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 (далее – Положение, утвержденное Указом Президента от 18.05.2009 № 559), вопрос невозможности предоставления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (далее – сведения о доходах близких родственников) подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия). В соответствии с третьим абзацем подпункта «б» пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 (далее – Положение, утвержденное Указом Президента от 01.07.2010 № 821), основанием для проведения Комиссии является заявление государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах близких родственников (далее – Заявление). Подпунктом «б» пункта 2 Порядка поступления в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию) таможенного органа Российской Федерации заявления государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного приказом ФТС России от 16.04.2013 № 723, установлено, что государственные служащие таможенных органов подают Заявления в кадровое подразделение соответствующего таможенного органа. Принимая во внимание, что Комиссия обязана рассмотреть Заявление в течение семи дней после его поступления, что заседание Комиссии может не состояться по причине отсутствия двух третей от общего числа членов Комиссии, либо отсутствия членов комиссии, незамещающих должности государственной службы в таможенном органе (пункт 14 Положения, утвержденного Указом Президента от 01.07.2010 № 821), а также то, что Комиссия может признать причины непредставления государственным служащим сведений о доходах близких родственников неуважительными (необъективными) и рекомендовать ему принять меры по представлению указанных сведений (подпункт «б» пункта 24 Положения, утвержденного Указом Президента от 01.07.2010 № 821), считается целесообразным подавать Заявление в Комиссию заблаговременно, до истечения предельного срока предоставления сведений о своих доходах и доходах близких родственников (30 апреля), установленного подпунктом «б» пункта 3 Положения, утвержденного Указом Президента от 18.05.2009 № 559.

Обязан ли гражданский служащий принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов?

Ответ:

Государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (ст. 11, Закона № 273-ФЗ)

Что должен делать государственный служащий в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов?

Ответ:

В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме (ст.19 Закон №79-ФЗ).

Какие меры могут быть применены к государственному служащему в случае если он является стороной конфликта интересов, и не принимает мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов?

Ответ:

Непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 11, Закона № 273-ФЗ).

Что должен сделать государственный служащий в целях предотвращения конфликта интересов, если он владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций)?

Ответ:

В случае, если государственный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии  с законодательством Российской Федерации (ст. 11, Закона № 273-ФЗ).