Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Северо-Западное таможенное управление

4 декабря 2019 12:54, изменено 4 декабря 2019 15:53

Документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей

Согласно части 4 статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ), действующей в силу переходных положений, установленных Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», одновременно с заявлением о возврате авансовых платежей юридические лица среди прочих предоставляют документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление.

Согласно статье 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. При этом порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

Сведения об органах юридического лица, имеющих право действовать от имени юридического лица, подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). То есть в ЕГРЮЛ в обязательном порядке содержатся сведения о лицах, полномочных выступать от имени юридического лица в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Однако сведения из ЕГРЮЛ не являются собственно первичным документом, в соответствии с которым на лицо возложены соответствующие полномочия, а также не являются документом, исходящим от самого юридического лица.

Таким образом, выписка из ЕГРЮЛ, содержащая информацию о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности и совпадающем с подписантом заявления о возврате авансовых платежей, не может рассматриваться в качестве достаточного документального подтверждения полномочий такого лица

С учетом приведенного выше положения статьи 53 ГК РФ о том, что порядок образования и компетенция органов юридического лица определяется законом и учредительным документом, то основополагающим документом, определяющим полномочия, всегда является учредительный документ, к которому относим устав (для большинства юридических лиц) или учредительный договор (для хозяйственных товариществ).

Из определенных учредительным документом основ образования и компетенции органов формируется конкретный адресный документ, который определяет, кто именно составляет орган юридического лица (как правило, это решение общего собрания учредителей об избрании директора/руководителя/генерального директора). Подобный документ, основанный на юридической платформе учредительного документа, подтверждает наличие полномочий у конкретного органа. Таким образом, он составляет необходимое продолжение подтверждения полномочий лица, подписавшего заявление.

При этом руководство деятельностью юридического лица и представление его интересов в большинстве случаев является осуществлением трудовой деятельности конкретным физическим лицом, который вправе приступить к исполнению таковой в различный период времени, в том числе отличный от даты принятия соответствующего адресного документа. Непосредственное вступление в выполнение полномочий определяется приказом кадрового характера, который свидетельствует о необходимой реализации упомянутого выше адресного документа.

Таким образом, в большинстве случаев для целей надлежащего подтверждения полномочий лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица и подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, необходима совокупность документов:

  1. устав;
  2. решение общего собрания учредителей (единственного учредителя/ участника) об избрании руководителя;
  3. приказ о вступлении руководителя в должность.

Северо-Западное таможенное управление предлагает учитывать вышеприведенную информацию в качестве рекомендательных ориентиров при формировании комплекта необходимых к приложению к заявлению о возврате авансовых платежей документов.

Оценить